Примеры статей
Примитив
Примитив (от лат. primitivus - первый, самый ранний), в первоначальном смысле - памятник раннего периода эволюции искусства. Понятие "П." возникло из характерного для эстетики и искусствознания 18-19…
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 - первых лет 20 вв. Мастера П., почти все ранее…
Авангардизм
Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного…
Гоген Поль Эжен Анри
Гоген (Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, - 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 - биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг…
Фовизм
Фовизм (франц. fauvisme, от fauve - дикий, хищный), авангардистское течение во франц. живописи начала 20 в. (см. Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано…
Кубизм
Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу…
Парижская школа
Парижская школа (франц. Ecole de Paris), условное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910-20-е гг. в Париже. В узком смысле понятием "П. ш." обозначают группу…
Дадаизм
Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - "конёк", деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922…
Голубая роза
"Голубая роза", кратковременное художественное объединение, возникшее в 1907 в Москве. Получило название от одноимённой выставки, организованной в 1907 журналом "Золотое руно". Выставка явилась…
"Бубновый валет"
"Бубновый валет", объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Б. в." (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И…
"Ослиный хвост"
"Ослиный хвост", группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 две одноименные выставки - одну в Москве, другую, совместно с…
Руссо Анри Жюльен Феликс
Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (20.5.1844, Лаваль, департамент Майенн, - 2.9.1910, Париж), французский живописец. Самоучка. Служил в парижской таможне (отсюда его прозвище - Le Douanier -…
Пиросманашвили Нико
Пиросманашвили Нико (Николай Асланович) [1862(?), село Мирзаани, ныне Цителцкаройского района,- 5.5(?).1918, Тбилиси], грузинский художник-самоучка. Представитель примитивизма. Работал в Тбилиси…
Генералич Иван
Генералич (Generalic) Иван (р. 21. 12. 1914, с. Хлебине), хорватский живописец. Самоучка. Возглавляет т. н. хлебинскую школу народных художников-примитивистов. Автор пейзажей, натюрмортов и сцен…
Примитивизм
Примитивизм (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, "незамутнённым" пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся "низменно-грубыми", "варварскими", и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, "спонтанность" мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и "няби", представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения "Мости" в Германии, в России — участников группировок "Голубая роза" (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).
Термин "П." часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная "бабушка Мозес", в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.
Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 512—513).
Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. — L., 1938.