Примеры статей
Сезанн Поль
Сезанн (Cezanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, - 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858-62) и Академию Сюиса в Париже (…
Фовизм
Фовизм (франц. fauvisme, от fauve - дикий, хищный), авангардистское течение во франц. живописи начала 20 в. (см. Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано…
Кубизм
Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу…
"Ослиный хвост"
"Ослиный хвост", группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 две одноименные выставки - одну в Москве, другую, совместно с…
ОМХ
ОМХ, Общество московских художников, основано в 1928. В ОМХ вошли бывшие члены объединений "Московские живописцы", "Маковец" и "Бытие". Художники ОМХ (А. В. Куприн, А. В. Лентулов, В. В…
"Бубновый валет"
"Бубновый валет", объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Б. в." (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистико-символистическими тенденциям в русском искусстве первого десятилетия 20 в., характерны живописно-пластического искания в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приёмам русского лубка и народной игрушки. В практике "Б. в." претворились кризисные черты русской художественной культуры предреволюционного десятилетия. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею "самоценности" живописи, художники "Б. в." разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и "вещности" натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников "Б. в." вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление "эпатировать буржуа", а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от "Б. в." группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под названием "Ослиный хвост". В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка "Б. в." не включала работ ведущих художников этого объединения). После Октябрьской революции многие бывшие члены "Б. в.", преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами советского искусства. В 1925 по инициативе бывших членов "Б. в." возникло объединение "Московские живописцы", в дальнейшем преобразованное в "Общество московских художников" (ОМХ).
Лит.: Выставка произведений группы художников "Бубновый валет", М., 1927; Лебедев А. К., Искусство "Бубнового валета" и проблема художественного наследия, в сборнике: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907—1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969.