Примеры статей
Ларионов Михаил Федорович
Ларионов Михаил Федорович [22.5(3.6).1881, близ Тирасполя, Молдавия, - 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], русский живописец, график, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния…
"Бубновый валет"
"Бубновый валет", объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Б. в." (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И…
"Союз молодежи"
"Союз молодежи", Общество художников "Союз молодёжи", русское художественное объединение. Существовало в 1909-17 в Петербурге. Основатели - Л. И. Жевержеев, И. С. Школьник, Э. К. Спандиков. Устав…
Футуризм
Футуризм (от латинского futurum - будущее), авангардистские художественные движения 10-х - начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они…
Примитивизм
Примитивизм (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 - 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства - первобытного…
Кубизм
Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу…
"Ослиный хвост"
"Ослиный хвост", группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 две одноименные выставки — одну в Москве, другую, совместно с членами "Союза молодёжи", в Петербурге. Эпатирующее название "О. х.", связанное с одним из эксцессов французского авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художественного творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое "огрубление" образного строя сближали художников "О. х." с практикой литературного футуризма. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес "западничеству" "Бубнового валета" обратились к примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем некоторые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства — футуризму и кубизму. На следующих выставках группировки ("Мишень", 1913; "№4", 1914) ряд её участников выступил с произведениями в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).
Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьяконицын Л. Ф., Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 — начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190—198.