Примеры статей
Импрессионизм
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 - начала 1870-х гг. В…
Неоимпрессионизм
Неоимпрессионизм (франц. neoimpressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 (главные представители Ж. Сера и П. Синьяк) и получившее распространение в Бельгии (Т. ван Рейселберге…
Символизм
Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 - начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной…
"Модерн"
"Модерн", стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и…
"Наби"
"Наби", "набиды" (франц. Nabis - пророки, от древнеевр. наби - пророк), группа художников, существовавшая около 1890-1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П…
Сезанн Поль
Сезанн (Cezanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, - 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858-62) и Академию Сюиса в Париже (…
Ван Гог Винсент
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, - 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером…
Гоген Поль Эжен Анри
Гоген (Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, - 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 - биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг…
Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де
Тулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec) (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, - 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график…
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 — первых лет 20 вв. Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. (времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний — духовных и материальных. В П. нашли отражение кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, её сложный, переломный момент, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода П. характерно активное взаимовлияние направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений П. (неоимпрессионизм, символизм, французский вариант "модерна" — "наби") качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров — П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека — своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в.
Лит.: Ревалд Дж., Постимпрессионизм, [пер. с англ., Л.—М., 1962]; Прокофьев В. Н., Постимпрессионизм, [Альбом], М., 1973.