Также "по теме"
Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон
Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон в эпоху империализма, основное содержание созданного В. И. Лениным, развитого КПСС и др. коммунистическими и рабочими партиями…
Баран Пол
Баран (Вагап) Пол (1910-1964), американский экономист. Родился на Украине. Эмигрировал. Учился в Берлине и Париже. С 1939 жил в США, продолжал образование в Гарвардском университете. После 2-й мировой…
Эрмитаж (музей)
Эрмитаж Государственный — художественный и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754—62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764—67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771—87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783—87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839—52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от французского ermitage — место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Э. происходило и в 19 в., когда в Э. стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Э. играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 значительная часть коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий "Галерею 1812 года" — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).
Лит.: Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911; Эрмитаж за 200 лет (1764—1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. — М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.
Б. Б. Пиотровский.