Эгейская культура

Эгейская культура, крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века (3—2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с каменными стеной высотой 5 м, Филакопи на о. Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило неравномерно, сё центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. до н. э. Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, элладская культура, кикладская культура, минойская культура), входящих в Э. к. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода — ранний, средний и поздний, а каждый период — на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднефессалийский III и т.п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в начале 2-го тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э.— линейное письмо А. Ср. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) — период наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и др. Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев),воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств т. н. микенского периода вокруг других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. э. некоторые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С конца 13 в. до н. э. Э. к. переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и "народов моря", что приводит Э. к. к гибели.

В. С. Титов.

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Др. Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика Киклад, "кикладские идолы", — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой ("скрипкообразные" фигуры, обнажённые женские статуэтки).

Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э.). искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2—3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20—18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи "камарес") сменяется в 17—16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески "тронного зала" и раскрашенный рельеф из стука "царь-жрец" из дворца в Кносе, вазопись "дворцового стиля").

17—13 вв. до н. э.— период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях— нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания — мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит. и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17—16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды ("кубок Нестора") из погребений]. Искусство 15—13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Н. М. Лосева.

Лит.: Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Сидорова Н. А., Искусство Эгейского мира, М., 1972; [Соколов Г.], Эгейское искусство. [Альбом], М., 1972; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, М., 1974; Блаватская Т. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, М., 1976; Schachermeyer F., Die ältesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., [1955]; Demargne P., Naissance de l’art grec, P., 1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, [5 Aufl.], Stuttg.— Gotta, [1962]; Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., [L., 1972]; Vermeule E., Greece in the bronze age, hi.— L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory and protohistory, Athens — L., 1974.