Примеры статей
Паровая машина
Паровая машина, поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен…
Папен Дени
Папен (Papin) Дени (22.8.1647, Шитне, близ г. Блуа,- 1714, по др. данным, 1712, Лондон), французский физик, член Лондонского королевского общества (1680). В 1661-74 изучал медицину и практиковал в…
Ньюкомен Томас
Ньюкомен (Newcomen) Томас (28.2.1663, Дартмут, - 7.8.1729, Лондон), английский изобретатель. Кузнец по профессии. В 1705 совместно с лудильщиком Дж. Коули построил паровой насос, опыты по…
Паровая рубашка
Паровая рубашка, камера, окружающая корпус теплообменного аппарата или цилиндр паровой машины, через которую проходит греющий пар. В теплообменных аппаратах П. р. обеспечивает постоянную температуру…
Балансир
Балансир, 1) двуплечий (редко - одноплечий) рычаг, служащий для передачи усилий в машинах и совершающий качательное движение около оси. Б. применяется в насосах судовых машин, металлорежущих станках…
Планетарная передача
Планетарная передача, механизмдля передачи вращательного движения цилиндрическими или коническими зубчатыми (реже фрикционными) колёсами, в состав которого входят т. н. сателлиты(колёса, совершающие…
Лошадиная сила
Лошадиная сила, устаревшая внесистемная единица мощности: была введена в 18 в., продолжает применяться в ряде отраслей техники (главным образом в автомобилестроении и тракторостроении). Обозначается л…
Ватт
Ватт, единица мощности, входит в Международную систему единиц. Названа в честь Дж. Уатта, обозначается вт или W. В. - мощность, при которой за время 1 сек совершается работа, равная 1 джоулю. В. как…
Промышленный переворот
Промышленный переворот, система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. Начало П. п…
Уатт Джеймс
Уатт (Watt) Джеймс (19.1.1736, Гринок, Шотландия, — 19.8.1819, Хитфилд, Англия), английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины, член Лондонского королевского общества (1785). С 1757 работал механиком в университете в Глазго, где познакомился со свойствами водяного пара и сам с большой точностью провёл, пользуясь котлом Д. Папена, исследование зависимости температуры насыщенного пара от давления. В 1763—64, налаживая модель паровой машины Т. Ньюкомена, пришёл к выводу, что значительный расход пара в этой машине объясняется охлаждением стенок цилиндра до температуры охлаждающей воды во время её впрыскивания в цилиндр и что сократить расход пара можно отделением конденсатора пара от цилиндра. Используя эту идею, У. в 1765 построил экспериментальную машину с диаметром цилиндра 16 см, а в 1768 — первую большую паровую машину, конструкция которой, однако, имела ряд недостатков: неудачным оказался конденсатор, требовалось дополнительное уплотнение поршня. В 1769 У. получил английский патент на "способы уменьшения потребления пара и вследствие этого — топлива в огневых машинах", в котором излагался ряд новых технических положений: применение паровой рубашки для поддержания температуры в цилиндре, проект парового ротационного двигателя и др. В 1774 постройка парового двигателя была завершена; дальнейшие испытания показали, что этот двигатель оказался более чем в 2 раза эффективнее лучших машин Ньюкомена. Для обеспечения работы двигателя У. применил центробежный регулятор, соединённый с заслонкой на выпускном паропроводе. В качестве передаточного механизма У. сохранил балансир, но использовал планетарную передачу, что вдвое увеличило частоту вращения вала. У. детально исследовал работу пара в цилиндре, впервые сконструировав для этой цели индикатор. В 1782 получил английский патент на паровой двигатель с расширением. У. ввёл первую единицу мощности — лошадиную силу (позднее его именем была названа другая единица мощности — ватт). Паровая машина У. благодаря экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству (см. Промышленный переворот). "Великий гений Уатта,— писал К. Маркс,— обнаруживается в том, что в патенте, который он получил..., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 389). После 1784 У. занимался главным образом улучшением производства паровых машин на своём заводе.
Лит.: Радциг А. А., Джемс Уатт и изобретение паровой машины, П., 1924; Конфедератов И. Я., Джемс Уатт — изобретатель паровой машины, М., 1969.
И. Я. Конфедератов