Примеры статей
Профессионально-технические учебные заведения
Профессионально-технические учебные заведения училища и школы различного типа и профиля, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих; основное звено системы профессионально-технического…
Профессионально-техническое образование
Профессионально-техническое образование, форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально-технических учебных…
Баланс трудовых ресурсов
Баланс трудовых ресурсов, составная часть баланса народного хозяйства СССР, характеризующая воспроизводство рабочей силы и представляющая собой систему показателей, в которых раскрываются различные…
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы, часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.
Социалистическое государство, в отличие от капиталистического, планомерно использует Т. р., обеспечивая полную занятость населения. Отсутствие безработицы — крупнейшее социальное завоевание трудящихся социалистических государств.
В СССР в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16—59 лет, женщин 16—54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии по старости на льготных условиях на 5—10 лет ранее, — работники вредных производств, некоторых видов искусств и многодетные матери с 4 и более детьми); мужчин 60 лет и старше; женщин 55 лет и старше, а также подростков в возрасте до 16 лет, работающих в государственном секторе хозяйства и в общественном производстве колхозов.
Подавляющую часть Т. р. страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе работников за пределами трудоспособного возраста свыше EQ \f (4;5) приходится на мужчин и женщин пенсионного возраста. Мера их участия в общественном производстве во многом связана с потребностями народного хозяйства в рабочей силе и системой материального поощрения. Труд подростков используется главным образом в колхозах и совхозах в период напряжённых с.-х. работ.
Изменение численности Т. р. зависит от естественного движения населения — его рождаемости и смертности. При прочих равных условиях быстрому росту населения соответствует быстрый рост Т. р. и наоборот. Однако на Т. р. изменение рождаемости сказывается лишь через 16 лет; соотношение численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и переходящих в пенсионный возраст, тоже меняется. Поэтому удельный вес населения трудоспособного возраста во всём числе жителей страны колеблется: в 1926 он составил 52,1%, в 1939—53,6%, в 1959—57,4%, в 1970—54%, в 1975—56,3%.
Важное значение для характеристики Т. р. имеет состав их по возрасту и полу. Удельный вес работающих в каждой возрастной группе характеризуется (по данным переписи 1970) следующими данными:
Возрастные группы
Удельный вес рабо-
тающих в обществен- ном хозяйстве, в %
До 20 лет
20–29 лет
30–39 лет
40–49 лет
50–54 лет
55–59 лет
60 лет и старше
Менее 40
87
94
92
80
43
9
В населении трудоспособного возраста преобладают (1975) женщины, что является прямым следствием Великой Отечественной войны 1941—45. В 1959 женщин 16—54 лет было больше, чем мужчин 16—59 лет, на 9,6 млн. человек, в 1970— на 2,5 млн. Женщины составляют свыше половины всех рабочих и служащих.
Полная занятость населения достигается непрерывным ростом общественного производства, обеспечивающим удовлетворение потребности людей в работе.
Уровень занятости населения повышается. В 1960 работало в общественном хозяйстве и обучалось 78% Т. р. страны, в 1975 — свыше 90%.
Планирование использования Т. р. решает и такие задачи, как неуклонный рост эффективности труда и обеспечение народного хозяйства рабочей силой. Рост эффективности труда как фактор социально-экономического развития в современных условиях приобретает особенно большое значение. На первый план выдвигается модернизация производства, расширение и систематическое совершенствование профессиональной подготовки работников, высвобождение и перераспределение рабочей силы между отраслями народного хозяйства и предприятиями. Повышаются требования к качеству труда. В расчёте на 1000 работников в 1939 было всего 123 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в 1959—433, в 1970—653, в 1975—751. Быстро расширяется подготовка высококвалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, дающих наряду с рабочей профессией среднее образование (см. Профессионально-техническое образование).
Решая задачу обеспечения народного хозяйства рабочей силой, социалистическое государство заблаговременно устанавливает источники рабочей силы для комплектования ею новых предприятий, определяет масштабы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и осуществляет их распределение в народном хозяйстве, планомерно воздействует на перемещение жителей из сельской местности в городскую и из одних районов в другие.
Важным инструментом планирования использования Т. р. является баланс трудовых ресурсов.
Лит.: Литвяков П. П., Научные основы использования трудовых ресурсов, М., 1969; Костаков В. Г., Литвяков П. П., Баланс труда, 2 изд., М., 1970; Основные проблемы рационального использования трудовых ресурсов в СССР, отв. ред. Е. Л. Маневич, М., 1971; Трудовые ресурсы и научно-техническая революция, под ред. К. И. Микульского, М. — Берлин, 1974.
В. Г. Костаков.