Примеры статей
Трактор
Трактор (новолат. tractor, от лат. traho - тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с…
Волгоградский тракторный завод
Волгоградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского (до 1961 - Сталинградский тракторный завод, СТЗ), одно из крупнейших предприятий тракторостроения СССР, первенец советского тракторостроения…
Харьковский тракторный завод
Харьковский тракторный завод (ХТЗ) им. Серго Орджоникидзе, крупнейшее предприятие тракторной промышленности СССР. Строительство завода началось в апреле 1930; в октябре 1931 были выпущены первые…
Алтайский тракторный завод
Алтайский тракторный завод имени М. И. Калинина, находится в г. Рубцовске Алтайского края РСФСР. Построен на основе эвакуированного в начале Великой Отечественной войны оборудования Харьковского…
Владимирский тракторный завод
Владимирский тракторный завод им. А. А. Жданова (ВТЗ), один из крупных заводов тракторной промышленности СССР. Находится в г. Владимире. Выпускает тракторы хлопковой модификации Т28 ` 3 с двигателем…
Липецкий тракторный завод
Липецкий тракторный завод им. 23-го съезда КПСС (ЛТЗ), предприятие тракторной промышленности СССР в г. Липецке. Выпускает универсально-пропашные колёсные тракторы Т-40 и их модификации (Т-40А, Т-40АН)…
Минский тракторный завод
Минский тракторный завод (МТЗ), крупное предприятие тракторной промышленности СССР. Строительство завода началось в 1946 на месте разрушенных во время Великой Отечественной войны 1941-45 авиаремонтных…
Тракторостроение
Тракторостроение, отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.
Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" заводом "Красный путиловец", ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 были построены и введены в строй (1942—44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971—75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов. Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966—75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957—75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д.
Табл. 1. — Производствотракторов в СССР
Годы
Выпуск, тыс. шт.
Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*
ГодыВыпуск, тыс. шт.
Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*
1925
1928
1940
1950
0,6
1,3
31,6
116,7
0,01
0,03
1,5
5,5
1960
1970
1975
238,5
458,5
550,4
11,4
29,4
41,8
*1 л. с. = 0,736 квт
В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.
Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971—75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.
В зарубежных социалистических странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).
Табл. 2. — Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.
Страны1960
1970
1975
НРБ
ВНР
ГДР
ПНР
СРР
ЧССР
СФРЮ
—
3
9
9
17
32
7
4
2
16
41
29
18
12
5
0,6
4
58
50
51
33
Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объёмов производства.
В развитых капиталистических странах крупное Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл. 3).
Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.
В США крупнейшая тракторостроительная фирма — "Дир энд Ко" (Deere and Company); в Великобритании — "Масси-Фергюсон" (Massie-Ferguson); во Франции — "Режи насьональ дез юзин Рено" (Rеgie Nationale des Usines Renault); в ФРГ — "Фенд энд Ко" (X. Fend and Со); в Италии — "ФИАТ С. п. А." (FIAT S. р. А.); в Японии — "Комацу лтд" (Komatsu Ltd).
Табл. 3. — Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.
Страны
1960
1970
1975
США
Великобритания
ФРГ
Япония
Италия
Франция
204
186
121
5
39
63
221
163
105
81
94
69
270
120
116
207
116
57
В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.
Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,... Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.
Н. Ф. Чухчин.