Примеры статей
Текст
Текст [от лат. textus - ткань, соединение (слов)]. 1) словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме; произведение литературы. фольклора, любое произведение письменности…
...логия
...Логия (от греч. logos - слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание, наука, например геология, биология, социология…
Конъектура
Конъектура (от лат. conjectura - догадка, предположение), восстановление не поддающейся прочтению или вовсе отсутствующей в оригинале (рукописи) части текста, которая вносится в текст исследователем…
Автограф
Автограф (от авто... и ...граф), 1) собственноручная надпись или подпись. 2) Собственноручный авторский рукописный текст. А. - важный источник установления канонического (признанного правильным)…
Источниковедение
Источниковедение, комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования (см. Источники исторические). Частными по…
Археография
Археография (от архео... и греч. graрho - пишу), специальная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников (организация публикаторской работы, выявление и…
Диалектология
Диалектология (от диалект и ... логия), отдел языкознания, изучающий диалекты. При анализе диалектного языка в его территориальном варьировании все языковые черты - фонетические, грамматические…
Языкознание
Языкознание, лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве…
Сравнительно-историческое литературоведение
Сравнительно-историческоелитературоведение, раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных…
Цензура
Цензура (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других…
Интерпретация (объяснение)
Интерпретация (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение. 1) В буквальном понимании термин "И." употребляется в юриспруденции (например, И. закона адвокатом или судьей - это "перевод"…
Атрибуция
Атрибуция (от лат. attributio - приписывание), установление авторов анонимных и псевдонимных научных и художественных произведений или же времени и места их создания (художественные школы, страны и т…
Комментарий
Комментарий (от лат. commentarius - заметки, толкование), 1) книжный К. (или примечания) - пояснения к тексту, часть научно справочного аппарата книги (собрания сочинений, мемуаров, переводного…
Филология
Филология (греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность…
Литературоведение
Литературоведение, наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему…
Библиография
Библиография (от греч. biblion - kнига и...графия), отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных…
Палеография
Палеография (от палео... и... графия), специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в…
Герменевтика
Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo - разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai - истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный…
Поэтика
Поэтика (от греч. poietike - поэтическое искусство), термин, имеющий два значения: 1) совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления…
Стилистика
Стилистика, раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях…
Библия
Библия (от греч. biblia, буквально - книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. - 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и…
Винокур Григорий Осипович
Винокур Григорий Осипович [5(17).11.1896, Варшава, - 17.5.1947, Москва], советский языковед, литературовед. Профессор МГУ (1942-47) и других вузов, член Пушкинской комиссии АН СССР (с 1933). Член…
Томашевский Борис Викторович
Томашевский Борис Викторович [17(29).11.1890, Петербург, - 24.8.1957, Гурзуф], советский литературовед. Окончил Льежский университет (1912) с дипломом инженера-электрика; слушал лекции в Сорбонне;…
Лихачёв Дмитрий Сергеевич
Лихачёв Дмитрий Сергеевич [р. 15(28).11.1906, Петербург], советский литературовед и историк культуры, академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). В 1928 окончил Ленинградский университет. С 1938…
Текстология
Текстология (от текст и...логия), отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации.
Различают Т. античной литературы, Т. медиевистическую, Т. новой литературы; своеобразные текстологические проблемы возникают относительно исторических источников и произведениях устного народного творчества. Установление античности текстов почти всегда сводится к реконструкции с применением тонко разработанного критического метода, гипотез, дивинаций (дописывание, "досочинение") и конъектур, установленный текст остаётся гипотетичным. В меньшей степени это относится к средневековым текстам; но и Т. некоторых произведений эпохи книгопечатания (например, У. Шекспира) требует изощрённых методов исследования. В средневековой литературе (древнерусской и западной) авторское начало ослаблено, ценность имеют все этапы истории текста, в том числе позднейшие переработки при переписывании, при включении в своды и компиляции. Сходным образом обстоит дело в Т. фольклора, где понятие "текст" особенно сложно: произведение народного творчества бытует во множестве равноправных вариантов (исполненией), текст его синкретичен (существует и в словесной, и музыкальной, и театральной и др. форме) и может быть непосредственным результатом импровизированного исполнения. Те же проблемы возникают в Т. восточных литератур, в которых бытуют смешанные литературно-фольклорные формы.
В литературах нового времени, когда развилось авторское начало и авторизованные тексты стали размножаться средствами полиграфии, под "историей текста" понимается история создания его автором; последующие этапы представляют ограниченный интерес. Все рукописи и авторизованные издания анализируются и сличаются для критической проверки окончательной авторской редакции, изучения истории текста и воссоздания творческого процесса. Сохранившиеся автографы, психологические и эстетические соображения поддерживают критику текста.
В применении к историческим источникам Т. делится между источниковедением и археографией, и стабилизация текста как исторического источника принципиально неприемлема. Подобно этому в лингвистическом источниковедении трансформация языка памятника — важный объект наблюдений для нужд диалектологии и исторического языкознания. Текстологическое изучение переводов применяется при передаче на родном языке зарубежной классики и при исследовании средневековых литератур, часто питавшихся переводами, переработками и заимствованиями. История текста в этом случае усложняется: текст оригинального сочинения также имеет свою историю. Здесь Т. соприкасается с сравнительно-историческим литературоведением и с общей теорией перевода художественного.
Все отмеченные различия не дают оснований для размежевания по этим отделам Т., которая в принципе, как наука, едина, имея в основе специфический историко-текстовой аспект.
Важнейшую задачу Т. составляет установление, то есть диахроническое, исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе углубления в его историю, изучения источников текста (рукописей, печатных изданий, различных исторических свидетельств), установления их генеалогии и филиации, классификации и интерпретации авторских переработок текста (редакций и вариантов), а также его искажений (редакторами, цензурой и т. п.).
Текстологическое исследование выступает и как часть литературоведческого метода, как способ изучения литературы. Закономерности развития литературы и различные общественные тенденции находят отражение в изменении текстов, наблюдение которого помогает познать литературу как процесс и произведение — как продукт своего времени. Сравнительно-исторические и типологические исследования затруднительны без углубления в историю текста. Диахроническое прочтение синхронического "окончательного" текста, создавая интерполяцию, увеличивает число наблюдаемых объектов-моментов, даёт представление о динамике текста и позволяет полнее, правильнее его понять. На основе истории текста осуществляется также реконструкция творческого процесса и исследование творческой истории, которое много даёт для изучения психологии литературного творчества, законов восприятия, для историко-функционального освещения "жизни" произведений. в разные эпохи. Т. способствует филологической и историко-литературной интерпретации произведения.
Частными вопросами истории текста являются атрибуция, датировка, локализация.
Издание текста литературного произведения (научная эдиция) является важнейшим прикладным применением Т. С этим связана серия проблем: выбор текста, отбор произведений, их расположение, формирование справочного аппарата (сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п.). Решение этих вопросов зависит от типа издания, обусловленного его назначением. Высший тип научного издания — академическое издание — характеризуется: 1) точностью текста, установленного научно; 2) полнотой состава и полным сводом редакций и вариантов; 3) научным комментарием, обобщающим результаты исследования текстов и содержащим сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок и др. принятых решений; 4) научно-справочным аппаратом, обеспечивающим удобное пользование изданием для научной работы.
Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но с изменением состава, расположения материала и орфографического режима. В аппарате издания лишь в минимальной степени находит отражение научно-подготовительная работа, преимущественное развитие получают др. виды комментария — историко-литературный, реальный.
Основной метод Т. — филологический анализ текста (см. Филология), опирающийся на своеобразие литературы как явления исторического и как вида искусства. Основные требования к текстологическому исследованию: историзм; прослеживание связи произведения с социально-исторической обстановкой, культурным и историко-литературным контекстом; изучение всех изменений текста данного произведения, учёт литературного "конвоя" — др. произведений того же автора, а также др. авторов, работавших в сходных условиях; поиски отражения данного произведения в других; рассмотрение произведения как целого; изучение изменений текста не только по их внешним признакам, но и в связи с изменением содержания памятников; доказательное объяснение установленного текста как единственно возможного, при котором весь текст подчиняется этому объяснению.
Как часть литературоведения, Т. состоит в обоюдной и взаимопроникающей связи с др. его сторонами — историей и теорией литературы, и составляет источниковедческую базу этих наук. С др. стороны, Т. использует весь арсенал литературоведения и всех общественных наук. В качестве вспомогательных дисциплин привлекаются: библиография, источниковедение, палеография, герменевтика, историческая поэтика, стилистика. В Т. могут быть применены комплексные кибернетические, семиотические, вероятностно-статистические методы.
История Т. уходит во времена античных филологов. Аристарх (2 в. до н. э.) основал филологическую школу "критики и экзегетики" (текстов Гомера и др.). Позднее Т. развивалась на материале Ветхого и Нового заветов (см. ст. Библия), переводы и списки которых стали расходиться с древними подлинниками. Эпоха Возрождения вызвала интерес к восстановлению первоначального вида памятников античной культуры. Развившись на материале ветхозаветной, античной, раннехристианской и средневековой литератур. Т. была применена потом к литературам нового времени.
В России эмпирическая эдиционно-текстологическая работа возникла в середине 18 в. (издание соч. А. Д. Кантемира, русских летописей). Обильную научную литературу вызвали "Слово о полку Игореве" и др. памятники древнерусской литературы и фольклора. Т. новой русской литературы развивалась преимущественно на текстах А. С. Пушкина (издание под редакцией П. В. Анненкова и др.). Во 2-й половине 19 в. создаются первые академические издания (соч. Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова и др.). Однако значение подлинной науки и методологическое оснащение Т. получила только в советское время; особенно большое значение имели при этом труды Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского. Д. С. Лихачева. Т. в СССР связывается с всесторонним конкретно-историческим исследованием текста и становится необходимой частью литературоведческого исследования.
Лит.: Винокур Г., Критика поэтического текста, М.. 1927: Томашевский Б. В.. Писатель и книга. Очерк текстологии, 2 изд., М.. 1959; Вопросы текстологии, в. 1—4, М.. 1957—67; Лихачев Д, С.. Текстология. На материале русской литературы Х — XVII вв., М.— Л.. 1962; его же, Текстология. Краткий очерк, М.—Л.. 1964; Основы текстологии, под ред. В. С. Нечаевой, М.. 1962; Рейсер С. А.. Палеография и текстология нового времени, М.. 1970; Принципы текстологического изучения фольклора, М.—Л.. 1966; Текстологическое изучение эпоса, М.. 1971; Witko ws ki G.. Textkritik und Editionstechnik neuerer Schriftwerke. Lpz.. 1924; Gorski K.. Sztukaedytorska. Zarys teorii. Warsz.. 1956; Bowers F.. Textual and literary criticism, N. Y.-L.. 1966.
А. Л. Гришунин.