Примеры статей
Фольклористика
Фольклористика, наука о фольклоре (народном творчестве). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть…
Тайлор Эдуард Бернетт
Тайлор, Тэйлор (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10.1832, Лондон, - 2.1.1917, эллингтон, Сомерсетшир), английский этнограф, исследователь первобытной культуры. С 1883 хранитель этнографического музея…
Фрейзер Джеймс Джордж
Фрейзер, Фрэзер (Frazer) Джеймс Джордж (1.1.1854, Глазго, - 7.5.1941, Кембридж), английский этнограф и историк религии, профессор Кембриджского университета (с 1921). Используя…
Дюркгейм Эмиль
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, - 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и…
Боас Франц
Боас (Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия, - 21.12.1942, Нью-Йорк), американский лингвист, этнограф и антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев, главным образом северо-западного…
Диффузионизм
Диффузионизм (от лат. diffusio - распространение, растекание), направление в буржуазной этнографии и археологии, объединяющее ряд сходных школ. Д. объясняет развитие культур не их самостоятельной…
Веселовский Александр Николаевич
Веселовский Александр Николаевич [4(16).2.1838, Москва, - 10(23).10.1906, Петербург], русский историк литературы, академик Петербургской АН (1880). Окончил Московский университет (1858). В 1859-69 вёл…
Мифологическая школа
Мифологическая школа, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её философская основа - эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших…
Миграционная теория
Миграционная теория, теория заимствования, теория "бродячих сюжетов", теория, объясняющая сходство фольклора у разных народов распространением - миграцией - поэтических произведений. М. т. получила…
Сравнительно-историческое литературоведение
Сравнительно-историческоелитературоведение, раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных…
"Самозарождения сюжетов теория"
"Самозарождения сюжетов теория", антропологическая, или этнографическая теория, направление в фольклористике, возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до начала 20 ч. Основоположники "С. с. т." — Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (некоторые из этих учёных отошли впоследствии от "С. с. т." и стали основоположниками других школ: Дюркгейм — социологической, Боас —диффузионизма). В России "С. с. т." оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно — на А. Н. Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего некоторые её положения.
Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) "С. с. т." объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества. Эту общность она выводила из "тождественности человеческой природы" (Тайлор), т. е. лишь из антропологической сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как "теория бытового психологического самозарождения" (Веселовский); однако далее признания "бытовых основ" фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями (мифологической школой, миграционной теорией), "С. с. т. " ещё не давала научно-материалистического объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью общественных отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение). "С. с. т." ввела в фольклористику понятие "пережитков" (survivals), обозначив им элементы "первобытной культуры" (бытовые и религиозные отношения, суеверия и т. п.), унаследованные "цивилизованными" нациями и сохранившиеся в современной культуре. Некоторые её представители (А. Ланг) сводили к "пережиткам" сущность фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора сторонники "С. с. т." были эволюционистами. Богатство вводимых в науку фактов, широта сопоставлений, научная критика источников и объективность выводов, характерные для многих трудов представителей "С. с. т.", позволяют считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют значение для современной науки.
"С. с. т." представляет также интерес для историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме, магии и пр.).
Ряд советских учёных считает понятие "С. с. т." неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных самых различных школ, которая противопоставляет миграционной теории самостоятельное зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала английская антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения.
Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. — Л., 1938, с. 212—30; его же, Историческая поэтика, Л., 1940, с. 512—515; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Lowie R, H., The history of ethnological theory, L., 1937.
В. Е. Гусев.