Примеры статей
Новгород
Новгород, город, центр Новгородской области РСФСР. Расположен на обоих берегах р. Волхов, в 6 км от озера Ильмень, на автомагистрали Москва - Ленинград. Узел ж.-д. линий на Ленинград, Чудово, Батецкую…
Киевская Русь
Киевская Русь, раннефеодальное государство 9 - начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8-9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было…
Софийский собор (в Новгороде)
Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии (построен в 1045-50), выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Построен в "Детинце" (кремле; в основном из камня…
Юрьев монастырь
Юрьев монастырь, в Новгороде. Основан не позднее 1119 к Ю. от города, на левом берегу р. Волхов (ныне в черте города). По мнению ряда учёных, заложен при Ярославе Мудром. К концу 15 в. - богатейший…
Нередица
Нередица, Спас-Нередица, церковь Спаса на Нередице, в Новгороде (1198, росписи - 1199), выдающийся памятник русской архитектуры. Кубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный…
Ладога
Ладога Старая, древнерусский город на левом берегу р. Волхов, в 12 км от Ладожского оз. (ныне - Старая Ладога - село Волховского района Ленинградской области), неоднократно упоминается в русских…
Волотово
Волотово, село близ Новгорода, известное выдающимся памятником русского искусства - церковью Успения (1352, росписи между 1363 и 1390). Одноглавый кубический храм с двумя притворами, одной апсидой и…
Фёдора Стратилата церковь
Фёдора Стратилата церковь на Ручье в Новгороде, выдающийся памятник русской архитектуры. Построена в 1360-61. Представляет собой кубический, 4-столпный, одноглавый, стройных монумент, форм…
Спаса на Ильине церковь
Спаса на Ильине церковь, церковь Спаса Преображения на Ильине улице, в Новгороде (1374), выдающийся памятник рус. архитектуры. С. на И. ц. - прямоугольный в плане, четырёхстолпный, одноапсидный…
Феофан Грек
Феофан Грек (около 1340 - после 1405), живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (…
Новгородская школа
Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы "Устюжское благовещение", Третьяковская галерея, Москва, и "Ангел Златые власы", Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. ("Еван, Георгий и Власий", Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами" — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.
Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.
М. И. Андреев.