Примеры статей
Диатоника
Диатоника (от греч. diatonikos, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от dia - через, вдоль и tonos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым…
Пентатоника
Пентатоника (от греч. pente - пять и tonos - тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип П.- бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская" или "…
Древнегреческие лады
Древнегреческие лады, система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально - только нисходящие). В…
Натуральные лады
Натуральные лады в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней — хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской музыке. К ним принадлежат следующие (полные и неполные) лады: эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, редко встречающийся локрийский, а также переменные диатонические лады и все виды ангемитонной пентатоники.
Названия основных диатонических Н. л. были заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, однако эти лады не соответствуют по структуре имеющим те же названия древнегреческим диатоническим ладам (см. Древнегреческие лады).
Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Например, миксолидийский отличается просветленным минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т.п. В 19—20 вв. различные композиторы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют Н. л. и опирающуюся на них натуральную гармонию в связи с особыми выразительными задачами и в колористических целях. Понятие Н. л. условно. Слово "натуральный" означает "данный природой", "естественный". Однако, если для европейской музыки натурален диатонизм, составляющий её ладовую основу, в восточных музыкальных культурах столь же природными, т. е. натуральными, являются и лады, включающие недиатонические интервалы, например увеличенную секунду.
Лит.: Тюлин Ю., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Котляревський I., Дiaтонika i хроматика як категорiï музичного мислення, Киïв, 1971.
Ю. Н. Холопов.