Примеры статей
Вытеснение изображения
Вытеснение изображения, приём монтажного перехода (в кинофильме) от одного изображения к другому, когда на протяжении нескольких кадров изображение последующего кадра постепенно заменяет (вытесняет)…
Многократного экспонирования метод
Многократного экспонирования метод, метод комбинированной киносъёмки, основанный на совмещении в кадре нескольких изображений с помощью последоват. съёмки различных объектов на одну и ту же киноплёнку…
Неподвижной маски метод
Неподвижной маски метод, один из видов комбинированной киносъёмки (или фотосъёмки), основанный на экспонировании кадра по частям с помощью маски и контрмаски, неподвижных по отношению к кадровому окну…
Блуждающей маски метод
Блуждающей маски метод, метод комбинированной киносъёмки с применением непрозрачного силуэта (блуждающей маски) движущегося актёра или какого-либо объекта, снятого на специальной масочной киноплёнке…
Перспективного совмещения метод
Перспективного совмещения метод, метод комбинированной киносъёмки, основанный на соединении в кадре изображений объектов, различных по масштабу и пространственному положению, для создания иллюзии…
Макетная киносъёмка
Макетная киносъёмка, киносъёмка с использованием уменьшенных в определённом масштабе макетов и моделей различных объектов, сооружений, машин и т. д. Различают 2 основных вида М. к.: киносъёмка одних…
Проекционных совмещений метод
Проекционных совмещений метод, метод комбинированной киносъёмки, основанный на совмещении нескольких (ранее снятых) изображений проекцией их на один экран либо на совмещении определённого изображения…
Рирпроекции метод
Рирпроекции метод (от англ. rear - задний, расположенный сзади), метод комбинированной киносъёмки, при котором съёмка реальных объектов (например, актёрской сцены) производится на фоне изображения…
Фронтпроекции метод
Фронтпроекции метод, фронт-проекция, метод комбинированной киносъёмки, при котором изображение реальных объектов (актёров и предметов, находящихся на переднем плане) совмещается в кадре с изображением…
Киностудия
Киностудия (от кино... и итал. studio - изучение; комната для занятий), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы. Советская К…
Бассейн киносъёмочный
Бассейн киносъёмочный, искусственный водоём для макетных и комбинированных киносъёмок. Постоянные натурные Б. к. сооружают либо с рисованным фоном-горизонтом высотой 12-15 м и шириной 30-40 м…
Комбинированная киносъёмка
Комбинированная киносъёмка, методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном изображении (в отдельном снимке) объекты, снятые в различных местах и в разное время, а также в разных масштабных соотношениях и пространств, положении. При обычной съёмке зритель видит на экране такое же изображение (по композиции, направлению и скорости движения), какое видел кинооператор в аппарате в момент съёмки. Изображение, полученное в результате К. к., как правило, не фактографично, т.к. оно может сниматься по частям (например, актёр — на киностудии, а пейзажный фон — в Антарктиде); натуральная или декорационная часть изображения может дополняться рисунком или макетом, пейзаж может изменяться по тональности и колориту (например, пейзаж, снятый днём, на экране превратится в ночной, а летний — в зимний). К. к. даёт возможность с минимальными затратами показывать на экране грандиозные сооружения, создавать изображения, которые невозможно снять обычными способами из-за риска для жизни актёров или других причин (например, стихийные явления, воздушные бои и морские сражения, ландшафты других планет и т.д.). Посредством К. к. изготовляются надписи, монтажные переходы и вставки между киноэпизодами (см. Вытеснение изображения).
В основу К. к. положены методы: многократного экспонирования и съёмки изображения по частям посредством масок и контрмасок (см. Многократного экспонирования метод, Неподвижной маски метод, Блуждающей маски метод); перспективного совмещения объектов (см. Перспективного совмещения метод, Макетная киносъёмка); проекционного совмещения изображений (см. Проекционных совмещений метод, Рирпроекции метод, Фронтпроекции метод). Кроме основных методов, существуют так называемые аппаратные приёмы К. к., посредством которых кинооператор изменяет направление движения на экране на обратное, ускоряет, замедляет или останавливает действие, получает различные превращения, необычные эффекты или трюки. Выбор способов К. к. обусловлен максимальной способностью их создавать художественную выразительность изображения, быть наиболее простым для выполнения и экономичным для производства. На крупных киностудиях имеются отделы К. к. со специализированными павильонами для дорисовок, проекционных совмещений и пр., с бассейном киносъёмочным, оборудованные соответствующими установками и аппаратурой.
Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Плужников Б. Ф. Комбинированные киносъемки, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.
Б. Ф. Плужников.