Кишечнополостные

Кишечнополостные (Coelenterata), тип низко организованных многоклеточных животных. К. — водные, преимущественно морские, одиночные или колониальные организмы; лишь немногие ведут паразитический образ жизни (например, кунина из наркомедуз). Отдельная особь имеет форму полипа, ведущего прикрепленный образ жизни, или свободноплавающей медузы; однако это разделение не систематическое, так как у многих видов в их жизненном цикле медузоидное и полипоидное поколения чередуются (метагенез). У К. имеется всего одна (простая либо разделённая на камеры или каналы) полость — кишечная (отсюда название), или гастрольная, служащая для переваривания пищи. С внешней средой кишечная полость сообщается ротовым отверстием, обычно окруженным щупальцами, служащими для захвата добычи; непереваренные остатки удаляются через то же отверстие. Тело К. состоит из двух слоев клеток — эктодермы и энтодермы (рис. 1), между которыми находится более или менее развитая прослойка бесклеточной студенистой мезоглеи, образованной за счёт жизнедеятельности двух основных слоев. Эктодерма состоит главным образом из эпителиально-мускульных клеток, несущих покровную и двигательную функцию, а также характерных для К. крапивных, или стрекательных, клеток, служащих для нападения и защиты, и недифференцированных промежуточных, или интерстициальных, клеток, из которых развиваются другие клеточные элементы (рис. 2). В энтодерме имеются эпителиально-мускульные и железистые пищеварительные клетки. Переваривание пищи начинается в кишечной полости, но заканчивается внутри клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение), которые захватывают пищевые частицы при помощи выпячиваний цитоплазмы, подобных ложноножкам простейших. Нервная система представлена субэпителиальным нервным сплетением, несколько более густым вокруг рта и на щупальцах. У медуз это сплетение образует по краю тела два рыхлых нервных кольца. Органы чувств — светочувствительные глазки и статоцисты — имеются только у медуз. Статоцисты служат для регулирования темпа двигательных сокращений и как органы равновесия.

К., как правило, раздельнополы. Половые клетки у большинства К. попадают во внешнюю среду, где происходит оплодотворение и развитие характерной для К. личинки — планулы. Полип (реже медуза) возникает в результате превращений (метаморфоза) планулы. У небольшого числа видов, например у пресноводной гидры, оплодотворение внутреннее. У некоторых актиний все стадии развития проходят в материнском организме и молодые животные выводятся наружу через ротовое отверстие. Для многих К. характерно также вегетативное размножение — почкование или стробиляция с последующим поперечным делением. У гидры и некоторых других форм молодые особи, подрастая, отделяются от родительской особи, но чаще почкование ведёт к образованию колоний (рис. 3). Строение К. разнообразно, что зависит от различия между полипами и медузами, а также вследствие большого многообразия в форме колоний. Многие К. ярко окрашены. Известно около 9000 ныне живущих видов К.; в СССР — около 500. К. заселяют все моря от поверхности до предельных глубин, обитая в толще воды и на дне. Они играют важную роль в морских биоценозах. Все они хищники, многие конкурируют в добывании пищи с промысловыми рыбами, некоторые К. служат кормом для рыб. Скелеты рифообразующих мадрепоровых кораллов используют для получения извести и в качестве строительного камня. Красный и чёрный коралл высоко ценятся в ювелирном деле. Некоторые виды медуз в Юго-Восточной Азии в солёном виде употребляют в пищу. Некоторые К. (например, гонионема) вызывают стрекательными клетками тяжёлые поражения купающихся — медузный токсикоз. Яд некоторых тропических медуз может вызвать тяжёлую интоксикацию и даже смерть. Тип К. включает 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Иногда к К. относят и гребневиков.

К., вероятно, появились в конце протерозоя, т. к. в отложениях кембрия уже известны представители всех классов. В ордовике — карбоне достигли расцвета строматопороидеи из гидроидных, табуляты и ругозы из коралловых полипов. В конце палеозоя ряд групп К. вымер, а в мезозое появилось много новых, близких к современным. Всего известно около 20 000 видов вымерших К. Большинство из них обладали массивным скелетом и принимали участие в формировании мощных слоев известняков. Многие виды и роды К. имеют значение для детальной стратиграфии.

Лит.: Наумов Д. В., Гидроиды и гидромедузы морских, солоноватоводных и пресноводных бассейнов СССР, М.—Л., 1960; его же, Сцифоидные медузы морей СССР, М.— Л., 1961; Палеонтология беспозвоночных, М., 1962; Основы палеонтологии. Губки, археоциаты, кишечнополостные, черви, М., 1962; Жизнь животных, т. 1, М., 1968; Hyman L., The invertebrates, v. 1, N. Y. — L., 1940.

Д. В. Наумов.