Примеры статей
Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для…
Университеты
Университеты (от лат. universitas - совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У…
Гуманитарное образование
Гуманитарное образование, совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г…
Техническое образование
Техническое образование, подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного…
Высшее образование
Высшее образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая…
Университетское образование
Университетское образование, подготовка в университетах специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры (в т. ч. для научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений)…
Среднее специальное образование
Среднее специальное образование, одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников…
Биологическое образование
Биологическое образование, система подготовки биологов для научно-исследовательских учреждений и преподавателей биологических дисциплин. Знание биологиипредусматривается при подготовке специалистов с…
Географическое образование
Географическое образование, система подготовки специалистов-географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных…
Геологическое образование
Геологическое образование (высшее и среднее), имеет целью подготовку специалистов по поискам и разведке полезных ископаемых, выявлению закономерностей их распределения в земной коре, закономерностей…
Гидрометеорологическое образование
Гидрометеорологическое образование, система подготовки специалистов метеорологов, гидрологов, океанологов и агрометеорологов. До 30-х гг. 20 в., в связи с ограниченными масштабами…
Физическое образование
Физическое образование, система овладения в учебных заведениях знаниями по физике, способами применения их к решению инженерно-технических и исследовательских задач. Подразделяется на общее Ф. о…
Естественнонаучное образование
Естественнонаучное образование, имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук — биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.
Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное Е. о. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее Е. о. получают учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.
Специальное Е. о. (подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения) осуществляется в университетах, педагогических, с.-х., медицинских, геологоразведочных, а также в некоторых технологических и технических высших и средних специальных учебных заведениях. Основными учебно-научными центрами Е. о. являются университеты.
В период бурного развития научно-технической революции, когда наука всё в большей степени становится непосредственной производительной силой общества, Е. о. приобретает особо актуальное значение. Научно-техническая революция сопровождается быстрым развитием физики, химии, математики и астрономии, а также биологической науки во всём её многообразии. Особенно интенсивно развиваются такие разделы биологии, как биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, генетика, гистология, что способствует глубокому познанию основных процессов жизни на уровне клеток, субклеточных структур и молекул. Специалисты, получившие образование в области микробиологии, микологии, генетики, биохимии, вместе с инженерами, технологами, химиками осуществляют целый ряд биологических синтезов, которые не могут быть выполнены чисто химическим путём (биосинтез антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, аминокислот и др. биологически активных соединений). Успехи современной физики, химии, биологии и др. естественных наук связаны с бурным развитием математики и проникновением её в эти науки. Вместе с тем развитие естествознания способствует бурному прогрессу науки и техники. В период взаимного проникновения одних наук в другие в зонах соприкосновения отдельных наук возникают новые, наиболее быстро развивающиеся направления.
Е. о. тесно связывается с гуманитарным образованием и техническим образованием, являясь для многих специальностей общетеоретическим базисом. См. Высшее образование, Университетское образование, Среднее специальное образование, а также статьи об отдельных отраслях образования, например Биологическое образование, Географическое образование, Геологическое образование, Гидрометеорологическое образование, Физическое образование, Химическое образование и др.
Н. С. Егоров.