Примеры статей
Деревня
Деревня (вероятно, от др.-рус. "деру, драть" - расчищать землю от леса, распахивать целину). В узком, исторически сложившемся в русском языке значении термина - небольшое земледельческое поселение…
Городская черта
Городская черта, внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от земель др. категорий. Г. ч. является также границей города как административно-территориальной…
Городские земли
Городские земли, все земли, находящиеся в пределах городской черты. В СССР правовой режим Г. з. устанавливается Основами земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 и законодательством…
Урбанизация
Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus - городской, urbs - город), исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную…
Город-спутник
Город-спутник, город или посёлок городского типа, развивающийся близ более крупного города и тяготеющий к нему как к центру в производственном, хозяйственном и культурно-бытовом отношении; часто…
Агломерация населённых пунктов
Агломерация населённых пунктов, скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми…
Мегалополис
Мегалополис (от греческого megas, родительный падеж megalu - большой и polis - город), термин, обозначающий группу агломераций населённых пунктов. Происходит от назв. древнегреческого города…
Городской транспорт
Городской транспорт, комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с…
Благоустройство населённых мест
Благоустройство населённых мест, совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа…
Городское хозяйство
Городское хозяйство, комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков…
Городской климат
Городской климат, климатические условия крупного современного города, создаваемые самим городом. Крыши и стены городских построек и искусственные покрытия улиц нагреваются больше, чем естественная…
Градостроительство
Градостроительство, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город) Г. определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия…
Муниципалитет
Муниципалитет (нем. Munizipalitat, от лат. municipium - город с правом самоуправления), в буржуазных государствах выборные органы местного управления и самоуправления. В некоторых странах (например, в…
Город
Город, крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Г. обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населённого пункта к категории Г. служат: численность его населения и функции, которые он выполняет (одну или несколько — в различных сочетаниях): промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения. В современном Г. — в отличие от деревни — лишь небольшая часть населения бывает занята в сельском хозяйстве. Для Г. характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки (часто многоэтажной). Отнесение населённого пункта к категории Г. обычно оформляется в определённом законом порядке и сопровождается установлением его городской черты (границы Г. как административно-территориальные единицы) и городских земель. Выделение Г. в переписях и др. формах учёта в разных странах мира проводится по-разному: в одних странах на основании численного критерия (Г. считаются населённые пункты определённого размера: 3—5—10 тыс. жит.; в некоторых странах минимальное число жителей Г. составляет лишь несколько сот чел.), в других — по совокупности признаков. В СССР отнесение населённых пунктов к категории Г. входит в компетенцию союзных республик. Так, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков" от 12 сентября 1957 устанавливает следующие категории Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и промышленные центры с населением не менее 12 тыс. чел., из которых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей); Г. краевого, областного и республиканского (АССР) подчинения (крупные промышленные и культурно-политические центры с населением свыше 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.
Население Г. составляет (начало 70-х гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5 населения, в зарубежной Азии — свыше 1/5, в Америке и зарубежной Европе — до 3/5, в Австралийском Союзе — свыше 83%. В СССР в 1970 в Г. проживало 56% населения.
Больших Г., к которым относят Г., имеющие свыше 100 тыс. жит., в мире около 2 тыс., в т. ч. свыше 100 (с пригородами до 150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР — 10.
Табл. 1. — Крупнейшие города мира*
Город
Страна
Численность населения, тыс. жит.
Год оценки или переписи
города
с пригородами (или конурбация)
Aлександрия
Египет
1803,9
1966
Амстердам
Нидерланды
831,5
1040,4
1970
Афины
Греция
2500
1971
Ахмадабад
Индия
1507,9
1582,5
1969
Багдад
Ирак
1745,3
1965
Баку
СССР
1292
1971
Балтимор
США
905,8
2070,7
1970
Бангкок
Таиланд
2040
1968
Барселона
Испания
1794,4
1968
Белград
Югославия
1204
1971
Белу-Оризонти
Бразилия
1167
1968
Бенгалуру
Индия
1027,3
1744,9
1969
Берлин
ГДР1085
1971
Берлин Западный
—
2124
1970
Бирмингем
Великобритания
1074,9
2446,4
1968
Богота
Колумбия
2512
1970
Бомбей
Индия
5534,4
1969
Брюссель
Бельгия
1077,0
1968
Будапешт
Венгрия
1940
1970
Бухарест
Румыния
1555
1969
Буэнос-Айрес
Аргентина
3549,0
9070,0
1969
Варшава
Польша
1308
1970
Вашингтон
США
756,5
2861,1
1970
Вена
Австрия
1643,0
1970
Гавана
Куба
1755
1970
Гамбург
ФРГ
1826,4
1968
Гвадалахара
Мексика
1352,0
1969
Глазго
Великобритания
956,2
1764,4
1967
Горький
СССР
1189
1971
Гуанчжоу (Кантон)
Китай
1840
1957
Дакка
Бангладеш
829
1969
Дели
Индия
3600
1971
Детройт
США
1511,5
4199,9
1970
Джакарта
Индонезия
2906,5
1961
Йокохама
Япония
2047,0
1968
Каир
Египет
4225,7
1969
Калькутта
Индия
3134,2
5074,7
1969
Канпур
Индия
1163,5
1275,8
1969
Каракас
Венесуэла
786,7
2964,0
1969
Карачи
Пакистан
3060,0
1969
Кагабланка
Марокко
1320,0
1969
Киев
СССР
1963
1971
Киото
Япония
1410,0
1968
Китакюсю
Япония
1050,0
1968
Кливленд
США
750,9
2064,2
1970
Кобе
Япония
1253,0
1968
Копенгаген
Дания
863,7
1377,9
1966
Куйбышев
СССР
1069
1971
Лахор
Пакистан
1823,0
1969
Ленинград
СССР
4002
1971
Лима
Перу
2415,7
1969
Лион
Франция
527,8
1074,8
1968
Лондон
Великобритания
7763,8
1968
Лос-Анджелес
США
2816,0
7032,1
1970
Люйда
Китай
1508,0
1957
Мадрас
Индия
2047,7
1969
Мадрид
Испания
2850,6
1968
Манила
Филиппины
1499,0
1968
Мельбурн
Австралийский Союз
76,2
2108,5
1968
Мехико
Мексика
3483,6
1969
Милан
Италия
1687,3
1968
Монреаль
Канада
1222,0
2527,0
1968
Монтевидео
Уругвай
1250
1967
Монтеррей
Мексика
1011,9
1969
Москва
СССР
7172
1971
Мюнхен
ФРГ1260,6
1968
Нагоя
Япония
1996,0
1968
Нанкин
Китай
1419,0
1957
Неаполь
Италия
1267,0
1968
Новосибирск
СССР
1180
1971
Нью-Йорк
США
7876,8
16135,5
1970
Осака
Япония
3078,0
1968
Париж
Франция
2590,8
8196,7
1968
Пекин
Китай
4010,0
1957
Прага
Чехословакия
1105,6
1970
Пусан
Южная Корея
1425,7
1966
Пхеньян
КНДР
1000
1970
Ресифи
Бразилия
1100,5
1968
Рим
Италия
2656,1
1968
Рио-де-Жанейро
Бразилия
4207,3
1968
Сайгон
Южный Вьетнам
1682,0
1968
Сан-Паулу
Бразилия
5684,7
1968
Сантьяго
Чили
2447,7
1967
Сан-Франциско
США
715,7
3109,5
1970
Свердловск
СССР
1048
1971
Сеул
Южная Корея
3794,9
1966
Сиань
Китай
1310,0
1957
Сидней
Австралийский Союз
155,5
2444,7
1968
Сингапур
Сингапур
1987,9
1968
София
Болгария
973,5
1969
Стамбул
Турция
1742,0
2043,4
1965
Стокгольм
Швеция
756,7
1288,8
1968
Сурабая
Индонезия
1007,9
1961
Тайбэй
Китай
1604,0
1969
Тайюань
Китай
1020,0
1957
Ташкент
СССР
1424
1971
Тегеран
Иран
2719,7
1966
Токио
Япония
9012,0
11350,0
1968
Турин
Италия
1142,2
1968
Тяньцзинь
Китай
3220,0
1957
Ухань
Китай
2146
1957
Филадельфия
США
1948,6
4817,9
1970
Хайдарабад
Индия
1294,8
1363,4
1969
Ханой
ДРВ
1096
1963
Харбин
Китай
1552,0
1957
Харьков
СССР
1248
1971
Хьюстон
США
1232,8
1985,0
1970
Циндао
Китай
1121,0
1957
Чикаго
США
3366,9
7612,3
1970
Чунцин
Китай
2121
1957
Чэнду
Китай
1107
1957
Шанхай
Китай
6900
1957
Шэньян
Китай
2411
1957
* Численность населения городов СССР — по данным ЦСУ СССР; население остальных городов — главным образом по данным Demographic Yearbook, 1969, UN, а также по национальным источникам.
Г. (особенно большой современный Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный организм, как сложный экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономической структурой общества. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в общественном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производительных сил и производств, отношений.
Экономико-географический и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются прежде всего местами средоточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо от появления и углубления территориального (географического) разделения труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности, транспорта, обмена, а также производства услуг для тяготеющих к Г. ареалов. Наряду с основной массой Г., базой развития которых являются функции общественного производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных (хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных (Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г., такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время — "Г. науки", например Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, например Сочи, Карлови-Вари), религией (Г. — религиозные центры, например Мекка, Лурд) и т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками географического положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией. Так, среди Г. промышленного профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений полезных ископаемых или источников энергии (например, Г. Донбасса или Рурского бассейна); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в районах, обладающих значительными ресурсами с.-х. сырья (особая разновидность — Г. — центры плантационного хозяйства) и т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутренних перевозок. Во всех случаях для оценки экономико-географических условий развития Г. важны величина и хозяйственная насыщенность тяготеющей к нему территории; для портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географические факторы, определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в которой развивается Г., например его расположение близ горных проходов (многие Г. северной Италии), на судоходной реке (например, волжские Г.), в удобной бухте (например, Владивосток), на рубеже природных зон и т. п.
В ходе исторического развития одни Г. утрачивали своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы транспортных связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за мелкими роль лишь местных центров. В целом историческое развитие ведёт ко всё большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации страны — важный показатель уровня её экономического развития. Для современной урбанизации характерно широкое распространение групповых форм городского расселения (так, в СССР в локальных группах Г. сосредоточено свыше 3/4 городского населения). Нередко вблизи современных больших Г. находятся города-спутники, Часто Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов) или конурбации (наиболее известные примеры — огромная сплошь урбанизированная полоса в США — от Бостона до Вашингтона — т. н. Мегалополис;официальные конурбации в Великобритании и многие другие). В социалистических странах групповые формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.
В Г. в сконцентрированном виде проявляются производственные отношения, определяющие социальный строй данного общества (см. ниже — Исторический очерк развития Г.).
Г. представляет собой определённый, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям которого присущи черты, объединяемые понятием городского образа жизни. Для Г. характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографическая, профессиональная и организационная структура. Так, крупный современный Г. отличается высокой степенью разнообразия видов профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в условиях современной научно-технической революции), развитой системой государственной и общественной организаций и т.д. В противовес относительной стабильности средневековых Г., социальная организация современных Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью и разнообразием внешних и внутренних связей, отсутствием замкнутых социальных "ячеек" (община, цех). Городской образ жизни отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнических групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капиталистических и др. Г. досоциалистической эпохи имеют место уродливые явления этнической сегрегации (например, существование негритянских гетто в США).
Современный Г., особенно крупный, представляет собой сложный строительно-инженерный комплекс, систему инженерных сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых районов, территорий промышленных предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства Г. — развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых учреждений, городского освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское хозяйство). Система санитарно-гигиенических мероприятий в современном Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость (см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано значительное распространение в Г. некоторых болезней: сердечно-сосудистых, рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.
Облик города, непрерывно изменяющийся, динамично отражающий социальное развитие и научно-технический прогресс общества, определяется совокупностью многих факторов: величиной и пространственной структурой Г., историей его формирования, историко-архитектурным наследием, природным ландшафтом и др. В Г. исторически сложились или создаются по плану (главным образом в реконструируемых или новых Г. социалистических стран) особые городские зоны: центральная жилая, промышленная и др. В новых Г. это зонирование проводится, как правило, достаточно четко; в структуре исторически сложившихся Г. часто промышленные районы перемежаются с жилыми территориями — складывается т. н. чересполосное расположение функциональных зон. В структуре современного Г. формируются иногда функциональные узлы, объединяющие труд, быт и отдых горожан. Центр Г., где размещаются обычно важнейшие административные и культурные учреждения, мемориальные комплексы, выполняет общественные, идеологические и представительные функции; поэтому здесь находятся важнейшие архитектурные ансамбли, определяющие композиционное построение всего Г. В центрах капиталистических Г. сосредоточены деловые и административные здания (банки, биржи, конторы и др.), переполненные днём и пустующие вечером (район Сити в Лондоне), улицы торговли и индустрии развлечений с пёстрой, кричащей рекламой (Бродвей в Нью-Йорке). Облик исторического центра Г. и районов, населённых буржуазией, резко отличается по уровню благоустройства, типу и виду жилищ от облика пролетарских районов. Социальное районирование капиталистических Г. может изменяться (например, интенсивно идёт процесс переселения привилегированных слоев населения из неблагоприятных для здоровья, вследствие загрязнённости воздуха и шума, центральных районов крупных Г. в озелененные благоустроенные пригороды). В центрах Г. социалистических стран велика роль общественных зданий, учреждений культуры. В социалистических Г. нет противопоставления центра и периферии, а наблюдается теснейшее единство структуры Г., которое достигается развитием системы общественного центра (столичные проспекты Москвы), являющегося стержнем всей городской структуры, и высоким уровнем общественного обслуживания и благоустройства в новых жилых районах, где уровень комфорта зачастую выше, чем в центральных районах (например, Юго-Запад, Химки—Ховрино в Москве, жилой массив по улице Мориса Тореза в Ленинграде, район Жирмунай в Вильнюсе и др.). Большое влияние на облик Г. оказывает промышленность — значительные по размерам промышленные территории, монументальные здания и сооружения, открытые установки и заводские трубы (например, автозавод и завод "Красное Сормово" в Горьком, заводы концерна "ФИАТ" в Турине). Под воздействием научно-технической революции всё большее место в Г. занимают научно-исследовательские учреждения, часто образующие специализированные городские центры. Транспорт, обеспечивающий функционирование Г. в целом и его отдельных зон, во многом определяет облик современного Г. — потоки автомобилей, автостоянки, транспортные сооружения, скоростные дороги, транспортные развязки (например, в Лос-Анджелесе), авто- и ж.-д. вокзалы. Важную роль в облике Г. играют зелёные насаждения: парки, скверы, бульвары (Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, Московский парк культуры и отдыха "Сокольники", Измайловский парк культуры и отдыха в Москве, Гайд-Парк в Лондоне, Тюильри и Булонский лес в Париже). Сложен и многообразен облик старых Г., длительное (иногда многовековое) историческое развитие которых материализуется в историко-архитектурном наследии. Облик таких Г. складывается в результате сложного взаимодействия разновременно сложившихся элементов Г., придающего ему индивидуальные, порой неповторимые черты. В небольших исторических Г. (Бухара, Псков) и особенно в Г.-заповедниках (Суздаль) историко-архитектурное наследие является важным фактором, формирующим их облик. В крупных, быстро развивающихся исторических Г. оно становится лишь фрагментом современного Г., сохраняя ведущее значение в композиции районов исторического центра (Москва, Ярославль, Прага). Многие старые европейские Г. сохраняют своё историческое ядро. включающее иногда постройки античного времени (акрополи, форумы, театры и др. в Г. Средиземноморья), но чаще средневековый центр с замком (кремлём), рыночной площадью, с характерной для многих Г. в средневековый период радиально-кольцевой планировкой и узкими кривыми улицами. К средневековому ядру примыкают кварталы 18—1-й половины 19 вв., обычно с регулярной планировкой и парадными ансамблями нового центра; кольца бульваров занимают место снесённых городских укреплений. Городские дворянские усадьбы и особняки 17—1-й четверти 19 вв. соседствуют с кирпичными фабричными корпусами 2-й половины 19 в., деловыми зданиями (банки, биржи, конторы), вокзалами, многоквартирными доходными домами. К бывшим когда-то загородными дворцам и усадьбам вплотную подходит современная городская застройка, лаконичные формы которой находятся в резком контрасте с архитектурой прошлого. Шпили и купола церквей, крупные обществ. здания, высотные жилые дома, телевизионные башни и заводские трубы образуют сложный силуэт современного Г. Облик Г. в процессе его развития претерпевает изменения: новые здания и сооружения, отражающие потребности, современные эстетические идеалы и технические возможности общества, часто возникают на территории исторического ядра или в непосредственной близости от него. Все проблемы, связанные с планировкой и застройкой Г., являются содержанием градостроительства.
Управление городом. В социалистических государствах управление Г. — форма осуществления единой государственной власти трудящихся представительными органами государственной власти — выборными городскими советами, органически сочетающими полноту прав в местных делах (включая и сферу производства) с участием в осуществлении общегородских задач.
В СССР в Г. населением избираются на 2 года городские Советы депутатов трудящихся (а в крупных Г. и районные Советы), наделённые широкими полномочиями. Каждый Совет избирает в качестве своего исполнительного органа Исполнительный комитет (исполком), повседневно осуществляющий управление Г. (или его районом) с широким привлечением общественности посредством образования комиссий исполкома по различным отраслям управления.
В зарубежных социалистических странах в Г. имеются выборные органы власти: народные советы (в Болгарии, Польше, Румынии, ДРВ), городские собрания депутатов (в ГДР), национальные комитеты (в Чехословакии), городские советы (в Венгрии), народные собрания (в КНДР), хуралы депутатов трудящихся (в МНР), общинные скупщины (в Югославии). Во всех этих странах городские органы власти избираются населением на 4 года (только в ДРВ и МНР — на 2 года). Городские органы власти образуют исполнительные органы (исполкомы, советы или управления), как правило, из числа своих депутатов, а также создают управления, отделы или комиссии по различным отраслям народного хозяйства и культуры.
Основные формы городского управления капиталистических государств сложились в 19 в. в результате муниципальных реформ. Потребности капиталистического хозяйства и давление народных масс вызвали известное расширение функций городских властей, особенно в вопросах коммунального обслуживания, образования, здравоохранения, дорожного строительства; под давлением трудящихся всеобщее избирательное право было распространено на выборы муниципальных органов. Органами городского управления, типичными для современных капиталистических государств, являются выборный муниципальный совет (см. Муниципалитет), избираемый этим советом или населени