Примеры статей
Синкретизм (в языкознании)
Синкретизм в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматических категорий (значений) в одной форме, которая в результате этого становится многозначной (полифункциональной). Например, в…
Притча
Притча, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от неё форма П. 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие…
Моралите
Моралите (франц. moralitе), назидательный жанр западно-европейского театра 15-16 вв. Возник во Франции (пьеса "Благоразумный и Неразумный", 1436). Известность получили также английское и голландское…
Миракль
Миракль (франц. miracle, от лат. miraculum - чудо), жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на "чуде", совершаемом каким-либо святым или девой Марией. М…
"Панчатантра"
"Панчатантра" (санскр. - "Пятикнижие"), памятник санскритской повествовательной литературы (около 3-4 вв.). Составляющие "П." книги басен и нравоучительных новелл построены по типу обрамленной повести…
Дидактическая литература
Дидактическая литература, художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм), например в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения специальных форм научного и философского изложения, и особенно в новое время, художественная форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный характер серьёзному и сухому поучению".
Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности — морально-земледельческий эпос "Труды и дни" Гесиода, философская поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем Китае — философская поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране — трактаты Зороастра, на Руси — "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Д. л. в древности и средние века создавались многочисленные произведения и даже специальные жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религиозного, нравственного и философского характера (например, диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; индийский сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" персидского поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гёте ("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С 19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).
Д. П. Муравьёв.