Примеры статей
Миниатюра (в изобр. искусстве)
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими…
Герат
Герат, город на С.-З. Афганистана, в крупном оазисе, орошаемом р. Герируд. Административный центр провинции Герат. Около 100 тыс. жителей. Узел автомобильных дорог на Кушку (СССР), Мешхед (Иран)…
Тебризская школа
Тебризская школа, одна из средневосточных школ миниатюрной живописи, сложившаяся в Тебризе (провинция Восточный Азербайджан на С.-З. Ирана). Ранние произведения Т. ш. относятся к концу 13 - началу 14…
Бехзад Кемаледдин
Бехзад Кемаледдин (около 1455, Герат, - 1535/36, Герат, по др. сведениям - Тебриз), миниатюрист, крупнейший мастер гератской школы миниатюры, которая оказала сильное влияние на миниатюру Ирана, Индии…
Касим Али
Касим Али, Касим ибн Али (гг. рождения и смерти неизвестен), миниатюрист, ученик Бехзада, представитель гератской школы. Работал в конце 15 - начале 16 вв. в Герате в придворном китабхане (мастерские…
Могольская школа
Могольская школа миниатюры, одна из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе Великих Моголов. Стиль М. ш. сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана…
Афганистан
Афганистан. I. Общие сведения А. - государство в юго-западной части Центр. Азии. Граничит на С. с СССР (длина советско-афганской границы около 2350км), на З. с Ираном, на Ю. и В. с Пакистаном и Индией…
Гератская школа
Гератская школа, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Г. ш. связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Г. ш. характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Г. ш. и сила её воздействия.
Первый этап Г. ш., преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям ("Антология" Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; "Гулистан" Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; "Хамсе" Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр "Шахнаме" (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. "Населённость" его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Г. ш. в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись "Хамсе" Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации "Бахрам Гур поражает дракона" из "Хамсе" Низами, 1493, Брит. музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Г. ш. заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Г. ш. проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахрской школы (Средняя Азия) и могольской школы.
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162—69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV— XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан.
О. Н. Галеркина.