Примеры статей
Печать
Печать, в широком и собирательном значении - вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином "П." (синоним - пресса) обозначают периодические издания, главным образом…
Книга
Книга, важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (главным образом связного и достаточно пространного текста), предназначенная для ее…
Газета
Газета, печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды…
Журнал
Журнал, печатное периодическое издание. Как и газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с…
Издательское дело
Издательское дело, отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. Уровень…
Литера
Литера [от лат. lit(t)era - буква], брусок прямоугольного сечения (металлический, пластмассовый, деревянный) с рельефным изображением буквы или знака на одной из его сторон. Рельефное или выпуклое…
Полиграфия
Полиграфия (от поли... и ...графия), отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов…
Гутенберг Иоганн
Гутенберг (Gutenberg) Иоганн [р. между 1394-99 (или в 1406) - умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. Способ Г. (печатный набор)…
Пуансон
Пуансон (франц. poincon), 1) в металлообработке - одна из основных деталей инструмента, используемого при штамповке и прессовании металлов. При штамповке П. оказывает непосредственное давление на…
Касса наборная
Касса наборная в полиграфии, ящик, в котором помещаются литеры для воспроизведения текста при ручном наборе. К. н. разделена продольными и поперечными перегородками на клетки, в каждой из которых…
Фёдоров Иван (основатель книгопечатания)
Фёдоров Иван, Иван Федоров Москвитин [около 1510-5(14).12.1583, Львов, похоронен в Онуфриевом монастыре], основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом церкви Николы Гостунского в…
Мстиславец Петр Тимофеевич
Мстиславец Пётр Тимофеевич (Тимофеев) (гг. рождения и смерти неизвестны), русский типограф, соратник первопечатника Ивана Фёдорова. Родился, видимо, в белорусском городе Мстиславле. В 1564 вместе с…
Ксилография
Ксилография (от ксило... и... графия), гравюра на дереве, один из наиболее распространённых видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в К. отпечатывается с…
Офорт
Офорт (от франц. eau-forte - азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого…
Мягкий лак
Мягкий лак, разновидность техники офорта. Обычный офортный грунт смешивается с жиром, отчего становится мягким и легко отстаёт; печатная форма покрывается зернистой бумагой, на которую наносится…
Меццо-тинто
Меццо-тинто (от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, тонированный), "чёрная манера", вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. При изготовлении печатной формы для гравюры М.-т…
Акватинта
Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или…
Типометрия
Типометрия (от греч. typos - отпечаток, форма и... метрия), типографская система измерения элементов наборных форм (шрифт, пробельные материалы и др.). В основе Т. лежит типографский пункт, равный…
Литография
Литография (от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение…
Кёниг Фридрих
Кёниг (Konig) Фридрих (17.4.1774, Эйслебен,-17.1.1833), немецкий изобретатель первой плоскопечатной машины. Был учеником в одной из лейпцигских типографий, затем работал в лондонской типографии…
Фототипия
Фототипия (от фото... и греч. typos - отпечаток, форма), способ безрастровой плоской печати иллюстраций, основанный на изменении физико-химических свойств светочувствительного слоя. Ф. была изобретена…
Цинкография
Цинкография (от цинк и ...графия),фотомеханический процесс изготовления клише (иллюстрационных форм высокой печати) путём фотографического переноса изображения на цинковую или иную пластину…
Автотипия
Автотипия (от авто... и греческого typos - отпечаток), способ полиграфического воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимков, акварельных рисунков, масляной живописи и т. п.) средствами высокой…
Глубокая печать
Глубокая печать, один из основных видов полиграфической техники (см. Высокая печать, Плоская печать), характеризующийся тем, что печатный оттиск получают с форм, на которых краска находится в…
Линотип
Линотип (от лат. linea - линия и греч. typos - отпечаток), наборная строкоотливная машина для набора текста газет, книг и журналов и его отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной…
Офсетная печать
Офсетная печать (англ. offset), способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или другой…
Электрофотография
Электрофотография, процессы получения фотографических. изображений на светочувствительных электрофотографических материалах (ЭФМ) - слоях фотопроводников (ФП, см. Фотопроводимость) с высоким темновым…
Книгопечатание
Книгопечатание, комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции.
Изобретение К. сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни человечества. К. Маркс считал К. одной из необходимых предпосылок буржуазного развития (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 262). Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15—16 вв. "после темной ночи средневековья", называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство "в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей все более расширяющейся торговли... лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования" (там же, т. 7, с. 350—51). Возникновение К. содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. С появлением К. печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры. См. также статьи Печать, Книга, Газета, Журнал, Издательское дело.
Материально-техническую основу К. составляет полиграфический процесс, который состоит в формировании красочного изображения, аналогичного оригиналу, и в передаче этого изображения на воспринимающую поверхность (например, на бумагу). К. предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов — литер.
Обычно термин "К." применяют, говоря об истории изготовления печатной книги, для современного книгопечатного производства чаще используют термин полиграфия.
Первые опыты К. были предприняты в 1041—48 китайцем Би Шэном. Возникновение К. в Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга. Металлические наборные литеры изготовлялись путём выдавливания пуансоном в мягком металле углублённого изображения буквы — матрицы и последующей отливки в неё типографского сплава. Литеры располагались в систематическом порядке в ячейках кассы наборной. Для собственно печатания был создан ручной печатный станок. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст. Типографское воспроизведение орнаментики в книге, отпечатанной с набора, было предпринято немецким печатником П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри. В 1461 в Бамберге типограф А. Пфистер выпускает книги с гравированными на дереве иллюстрациями. К. быстро распространилось в Европе. Первая так называемая анонимная типография в Москве возникла около 1553. В 1564 И. Федоров и П. Мстиславец в Москве напечатали первую точно датированную русскую печатную книгу "Апостол". На протяжении всего 15 в. параллельно с ксилографией развивается углублённая гравюра на металле. Первый опыт применения таких гравюр в книге сделан в 1475 англичанином У. Кэкстоном в Брюгге. Гравированные на металле иллюстрации и текст с наборной формы впервые отпечатал на одном листе флорентийский типограф Н. ди Лоренцо в 1477. В 16—18 вв. возникают различные способы изготовления иллюстрационных форм глубокой печати: офорт, мягкий лак, меццо-тинто, акватинта и др. Реконструкция печатного станка сводилась к механизации отдельных процессов, первоначально выполнявшихся вручную, а также к последовательной замене деревянных частей металлическими.
Большую роль в развитии К. сыграла так называемая типометрия — типографская система мер, предложенная французом П. С. Фурнье в 1737 и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. В конце 18 в. появляются новые способы изготовления печатных форм — торцовая гравюра на дереве, изобретённая англичанином Т. Бьюиком, и литография, изобретённая немцем А. Зенефельдером.
Промышленная революция в К. связана с созданием печатной машины (Ф. Кёниг). 29 ноября 1814 на машине впервые был отпечатан номер газеты "Таймс" (Лондон). Совершенствование иллюстрационных процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханических способов репродуцирования — фототипии, цинкографии, автотипии, растровой глубокой печати. В конце 19 в. начинается внедрение в производство наборных и брошюровочно-переплётных машин. Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822. В 1867 русский изобретатель П. П. Княгининский построил первую автоматическую наборную машину. В 1886 немецкий изобретатель О. Мергенталер запатентовал машину линотип. Идея фотографического набора выдвинута в 1894 венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Первую фотонаборную машину построил в 1895 В. А. Гассиев. В области печатных процессов рубеж 19 и 20 вв. ознаменован появлением машин глубокой и офсетной печати. 20 в. стал в К. периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машины переводятся на электропривод. В 30—40-х гг. появляются электрические контрольно-блокирующие и измерительные устройства. В 50—60-х гг. в К. начинает применяться электроника. Электронные счетно-решающие устройства произвели подлинную революцию в наборной технике. Фотоэлектроника рационализировала процессы изготовления иллюстрационных форм, цветокорректуру и цветоделение. Появились электрические способы формирования изображения (см. Электрофотография). Развиваются бесконтактные электрические способы переноса красочного изображения. Широкое применение находят синтетические материалы — от фотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных крышек.
Лит.: Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М. — Л., 1926; Орлов Б. П., Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 г., М.. 1953; 400 лет русского книгопечатания, [т. 1—2], М., 1964; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964: Пятьсот лет после Гутенберга. 1468—1968, М., 1968; Lülfing Н.. Johannes Gutenberg und das Buchwesen des 14. und 15. Jahrhunderts, Lpz., 1969.
Е. Л. Немировский.