Примеры статей
Путевой струг
Путевой струг, путевая машина,предназначенная для земляных работ на ж.-д. путях, а также для очистки их от снега. Первый П. с., разработанный в СССР, начал эксплуатироваться в 1934. П. с. производят…
Путеуборочная машина
Путеуборочная машина (ПУМ), предназначена для уборки с ж.-д. пути загрязнённого балласта, шлака и снега, сколки льда, углубления междупутий и погрузки сплывов с откосов выемок и косогоров. Первые ПУМ…
Электробалластер
Электробалластер, балласстер, путевая машина, распределяющая балласт под шпалами, осуществляющая подъёмку и сдвижку (рихтовку) рельсошпальной решётки, а также др. работы при реконструкции, ремонте и…
Тракторный дозировщик
Тракторный дозировщик, путевая машина для дозировки балласта в путь, засыпки шпальных ящиков и планировки балластной призмы при строительстве железных дорог, реже при ремонте эксплуатируемого…
Путеподъёмник
Путеподъёмник, путевая машина, предназначенная для укладки рельсо-шпальной решётки при ремонте и содержании эксплуатируемых и постройке новых ж.-д. путей. П. начали использоваться на железных дорогах…
Щебнеочистительная машина
Щебнеочистительная машина, путевая машина для очистки балласта (щебня) от засорителей (мелкого мусора, пыли и др.), ухудшающих упругие свойства балластного слоя и препятствующих отводу влаги…
Путеукладчик
Путеукладчик, комплект машин и оборудования, предназначенный для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решётки ж.-д. путей при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых дорог. П. начали…
Рельсоукладчик
Рельсоукладчик, путевая машина,предназначенная для смены рельсов ж.-д. пути. Базой машины служит четырёхосная платформа, по концам которой установлены 2 портала с размещенными на них стрелой, кабиной…
Звеносборочная машина
Звеносборочная машина, предназначена для механизированной поточной сборки звеньев рельсо-шпальной решётки ж.-д. пути. На З. м. собираются звенья, длина которых равна стандартной длине рельсов (в СССР…
Звеноразборочная машина
Звеноразборочная машина. предназначена для разборки старых, снятых с ж.-д. пути звеньев рельсошпальной решётки. З. м. используют для разборки звеньев с деревянными шпалами. Основные элементы З. м…
Хоппер-дозатор
Хоппер-дозатор, саморазгружающийся вагон (хоппер), предназначенный для перевозки балласта и механизированной выгрузки его на железнодорожный путь с необходимой дозировкой в процессе движения. Х.-д…
Путеизмеритель
Путеизмеритель, путеизмерительный вагон, предназначен для сплошного контроля состояния ж.-д. пути: ширины рельсовой колеи, взаимного положения рельсовых нитей по уровню (измерение перекоса), положения…
Рельсосварочная машина
Рельсосварочнаямашина, предназначена для электроконтактной сварки рельсов в длинные отрезки или плети, укладываемые в бесстыковой путь. Различают стационарные Р. м., работающие на специализированных…
Снегоочиститель
Снегоочиститель железнодорожный, путевая машина для очистки ж.-д. путей от снега. С. представляет собой специальный вагон, на котором размещены снегоочистительные устройства, двигатели, механизмы…
Снегоуборщик
Снегоуборщик, снегоуборочный поезд, путевая машина для уборки со станционных путей и стрелочных переводов снега и мусора, транспортировки их и выгрузки. В комплект С. входят снегоуборочная машина с…
Путевые машины
Путевые машины, предназначены для ремонта и содержания эксплуатируемых и для строительства новых железных дорог. П. м. выполняются в основном на ж.-д., а также на гусеничном и комбинированном (рельсово-пневмоколёсном) ходу. П. м. осуществляют все работы технологического цикла. Для ремонта и содержания земляного полотна служат путевые струги и путеуборочные машины. Балластировку пути выполняют электробалластёры, тракторные дозировщики, путеподъёмники. С помощью машин этой группы производят подъёмку и сдвижку рельсо-шпальной решётки, а также подачу балласта и его укладку в путь слоем заданной толщины. Для очистки щебёночного балласта от засорителей и мелких фракций служат щебнеочистительные машины. Укладку и снятие рельсо-шпальной решётки при ремонте и строительстве пути ведут с помощью путеукладчиков на рельсовом ходу, используемых на эксплуатируемых линиях; тракторных путеукладчиков, применяемых при строительстве новых железных дорог, и рельсоукладчиков (при сплошной смене рельсов). Сборку и разборку звеньев рельсо-шпальной решётки производят звеносборочные машины и звеноразборочные машины. Для уплотнения балласта под рельсо-шпальной решёткой и выправки пути применяют шпалоподбивочные машины. Уплотнители шагающего типа работают при снятой решётке. Выправочно-подбивочно-отделочные машины выполняют комплекс работ по выправке пути в поперечной и продольной плоскостях и в плане, уплотнение всего объёма балластной призмы и отделку её откосов. Перевозят рабочих к месту работ обычно на дрезинах, которые используют и для транспортирования материалов наряду с хоппер-дозаторами. Состояние ж.-д. пути проверяют путеизмерителями, определяющими положение пути, а также дефектоскопными вагонами и тележками для обнаружения дефектов в рельсах. К П. м. относятся оборудование для сварки рельсов в длинные плети, укладываемые на бесстыковом пути, — рельсосварочные машины, машины и механизмы для шлифовки швов и выправки рельсов, а также машины для очистки путей от снега — снегоочистители, снегоуборщики, пневмообдуватели, выдувающие снег из стрелок, и газовые и электрические обогреватели, испаряющие снег со стрелочных переводов. Кроме того, при выполнении путевых работ используют подъёмные краны, бульдозеры, ленточные конвейеры.
Большинство П. м., работающих при закрытом для движения поездов ж.-д. перегоне, — несъёмные машины тяжёлого типа. Для выполнения работ небольшого объёма применяют П. м. лёгкого типа, которые используют в интервалах между поездами и снимают с пути на обочину при подходе поезда. К ним относятся: путеподъёмники, мотодрезины, путеизмерительные и дефектоскопные тележки, а также механизированный путевой инструмент (рельсорезные, рельсосверлильные, рельсошлифовальные станки, шурупогайковёрты, разгонщики и т.п.).
Для зарубежных железных дорог с низкой интенсивностью движения характерно применение П. м. лёгких и мобильных, но менее производительных, чем сов. машины. Большая грузонапряженность железных дорог в СССР требует минимального времени для закрытия перегона при ремонте пути, поэтому советские заводы выпускают П. м., отличающиеся высокой производительностью.
Дальнейшее развитие П. м. предусматривает завершение комплексной механизации путевых работ, повышение надёжности, снижение стоимости, металло- и энергоёмкости, унификацию узлов и деталей. Важное направление — применение средств контроля за работой машин, систем автоматического управления, совершенствование существующих и разработка новых приборов контроля рельсового пути. Особое внимание обращается на создание средств защиты обслуживающего персонала от пыли, шума и вибрации. При проектировании П. м. лёгкого типа и механизированного инструмента основной задачей является снижение массы путём применения лёгких материалов и улучшения конструкций.
Лит.: Машины и механизмы для путевого хозяйства, М., 1970.
С. А. Соломонов.