Примеры статей
"Молодая Англия"
"Молодая Англия" ("Young England"), кружок консервативных литераторов и политических деятелей Великобритании, составивших в 1841-45 политическую группировку в палате общин. В числе наиболее видных…
Дизраэли Бенджамин
Дизраэли (Disraeli) Бенджамин, лорд Биконсфилд (Beaconsfield) (21.12.1804, Лондон, - 19.4.1881, там же), английский государственный деятель и писатель. Сын литератора Исаака Дизраэли, еврея…
Карлейль Томас
Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан - 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным…
Сведенборг Эмануэль
Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (29.1.1688, Стокгольм, - 29.3.1772, Лондон), шведский учёный и теософ-мистик. Учился в Упсальском университете. В 1710-14 жил главным образом в Великобритании. В 1716-…
Бёрк Эдмунд
Бёрк (Burke) Эдмунд (12.1.1729, Дублин, - 9.7.1797, Биконсфилд), английский политический деятель и публицист. Один из лидеров вигов. По образованию юрист. С 1766 член парламента. Раннее произведение Б…
Бональд Луи Габриель Амбруаз
Бональд (Bonald) Луи Габриель Амбруаз (2.10.1754 - 23.11.1840), французский политический деятель и публицист, философ-идеалист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революционной Франции…
Де Местр Жозеф
Де Местр (de Maistre) Жозеф (1753-1821), французский публицист, один из идеологов феодально-монархической контрреволюции; см. Местр Ж…
Провиденциализм
Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека. П. присущ…
Христианский социализм
Христианский социализм, направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого…
Славянофилы
Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. - славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России…
Феодальный социализм
Феодальный социализм, разновидность донаучного социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.
Впервые термин "Ф. с." был употреблен К. Марксом н Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Они относили к его представителям часть французских легитимистов (Ж. Вильнёв-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и "Молодую Англию", в которую входили аристократические тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-философская концепция Ф. с. была разработана Т. Карлейлем. Теоретическими источниками явились философия католицизма, схоластический реализм, мистика Э. Сведенборга, реакционный романтизм 18 – начала 19 вв. (Э. Бёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. Де Местр), традиционализм исторической школы права и др. учения, которые представители Ф. с. использовали преимущественно для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политических построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистическом фронте феодалов и трудящихся.
Ф. с. представлял исторический процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём "искусственных" элементов. С точки зрения Ф. с., установление политического господства промышленной буржуазии привело к распаду традиционных общественных связей, к возникновению хаотической массы преследующих эгоистические цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально-патриархальными принципами общественного бытия, отвечающими извечной "человеческой природе": иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности народных масс. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (городское мещанство, чиновничье-бюрократические элементы, часть интеллигенции).
К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феодальными социалистами антигуманистических сторон капиталистической цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакционного социализма 30–40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью которого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б,, История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.
И. Н. Неманов.