Пример статьи на Ян
Яньес Энрике
Яньес (Yanez) Энрике (р. 17.6.1908, Мехико), мексиканский архитектор. Ранние произведения Я. выполнены в духе функционализма [здание профсоюза электриков в Мехико (1938—40), рассчитанное на комплексное обслуживание общественных и культурно-бытовых нужд рабочих; наиболее ранний в современном мексиканском зодчестве пример синтеза современной архитектуры и монументальной живописи (росписи Х. Д. Сикейроса)]. Позднее Я. обратился к поискам пластической, "скульптурной" выразительности архитектурных форм (Национальный медицинский центр в Мехико, 1957—61).
Яначек Леош
Яначек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, — 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865—72 у П. Кржижковского в Брно и у Ф. З. Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879—80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881—88 был дирижёром оркестра Чешской филармонии, одновременно редактором музыкальной газеты "Гудебни листы". С 90-х гг. собирал и обрабатывал моравский музыкальный фольклор (опубликовал около 2500 народных песен), написал статью "О музыкальной стороне моравских народных песен" (1889; труд ныне признан классическим). Основоположник национальной композиторской школы 20 в., Я. освоил неизвестный ранее древний моравский музыкальный фольклор, но в зрелых сочинениях не использовал народные мелодии цитатно. Оригинально претворил специфические черты чешско-моравской речевой интонационности (записывал нотами "речевые полевки"); синтезировал ладогармонические, метроритмические, колористические особенности народного музыкального искусства с элементами современного музыкального языка, создал свой индивидуальный музыкальный стиль, вобравший в себя достижения искусства 20 в. и отличающийся ярким национальным своеобразием. Борясь против влияния немецкого позднего романтизма на чешскую музыку, Я. опирался на русское реалистическое музыкальное искусство, франко-итальянский веризм, французскую музыку рубежа 19—20 вв. Он положил начало широкому обращению чешских композиторов в операх и программных сочинениях к русской литературе. Руководил в Брно "Русским кружком" (1896—1915). Посетил Россию в 1896 и 1902. Его фортепианное трио (1909) и струнный квартет (1923) навеяны "Крейцеровой сонатой" Л. Н. Толстого (называл его "учителем жизни"); сохранились эскизы к операм "Анна Каренина" и "Живой труп". На русских сюжетах основана симфоническая рапсодия "Тарас Бульба" (1918, по Н. В. Гоголю), опера "Катя Кабанова" (1921, по "Грозе" А. Н. Островского), опера "Из мёртвого дома" (1928, пост. 1930, Брно; по "Запискам из мёртвого дома" Ф. М. Достоевского). Среди его 9 опер выделяются "Её падчерица" ("Йенуфа", 1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Я. мировую известность) и "Приключения лисички-плутовки" (1924, Брно). В числе других сочинений — оратория "Глаголическая месса" (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фортепианные сонаты и др. После создания независимой Чехословацкой республики творчество Я. получило широкое признание. Я. был председателем Клуба моравских композиторов (1919), представлял чешское музыкальное искусство на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925), Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных искусств (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали, на которых исполнялись произведения Я.
Лит.: Асафьев Б., Яначек, Новак, Фёрстер, Сук, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Нестьев И., "Её падчерица" Л. Яначка, М., 1960; Полякова Л., Оперное творчество Леоша Яначка, М., 1968; её же, Чешская и словацкая опера XX в., кн. 1, М., 1978, с. 73—273; Vogel J., Leoš Janáček, Praha, 1958: Štědroň B., Leoš Janáček, Praha, 1976.
Л. В. Полякова.
Янжул Иван Иванович
Янжул Иван Иванович (2.6.1846, Васильковский уезд, ныне Киевской области,— 31.10.1914), русский экономист и статистик. С 1876 профессор Московского университета кафедры финансового права. В 1895 избран действительным членом Академии наук. В 1882—87 фабричный инспектор Московского округа. Изучал налоговую и таможенную политику, фабричное и рабочее законодательство. Как сторонник "государственного социализма", доказывал, что вмешательство государства в экономику, особенно через таможенную и налоговую политику, означает осуществление социализма. Примыкал к исторической школе в политической экономии. Сотрудничал во многих журналах умеренно либерального направления.
Соч.: Опыт исследования английских косвенных налогов. Акциз, М., 1874; Английская свободная торговля, в. 1—2, М., 1876—82; Очерки и исследования. Сб. статей по вопросам народного хозяйства, политики и законодательства, т. 1—2, М., 1884; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва, СПБ, 1907; В поисках лучшего будущего. Социальные этюды, 2 изд., СПБ, 1908.