Пример статьи на Юв
Ювяскюля
Ювяскюля (Jyväskylä), город в Финляндии, на берегу оз. Ювясъярви. Административный центр ляни Кески-Суоми. 62 тыс. жителей (1976). Транспортный узел, озёрная пристань. Машиностроение (в том числе выпуск тракторов, электросчётчиков, швейных машин), целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, химическая, пищевкусовая промышленность.
Ювара Филиппо
Ювара, Юварра (Juvara, Juvarra) Филиппо (27.3.1678, Мессина, — 1.2.1736, Мадрид), итальянский архитектор. Учился в Риме (между 1703 и 1714) у К. Фонтаны. В 1714 работал в Мессине, в 1714—1735 — главным образом в Турине, в 1719—20 — в Португалии, с 1735 — в Мадриде. В произведения Ю. (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718—21, перестройка Палаццо Реале, 1720—21, церковь Санта-Мария дель Кармине, 1732—36, все в Турине; величественный комплекс монастыря и церкви Суперга, 1715—31, охотничий замок Ступиниджи, 1729—34, оба — близ Турина) черты позднего барокко (и отчасти рококо) сочетаются с характерным для итальянского зодчества начала 18 в. тяготением к классической чёткости форм и прямолинейности планов.
Лит.: Rovere L., Viale V., Brinckmann A. E., Filippo Juvarra, Mil., 1937.
Ювелирное искусство
Ювелирное искусство, изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ю. и. применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др.; механические приёмы обработки — штамповка, вальцовка и др.
Ю. и. — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в том числе народное) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий Ю. и. чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
На высокой ступени развития находилось Ю. и. Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ю. и. стран Эгейской культуры (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классическом древнегреческом Ю. и. (5—4 вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском Ю. и. вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического Ю. и. получили художественные изделия из серебра. В Ю. и. сасанидского Ирана (3—7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравирован, изображениями.
В раннемусульманской культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю. н., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции древнеиранского и эллинистического искусства); средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение в народном художественном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного искусства средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов — коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисленные первоклассные образцы Ю. и. были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).
Типичные черты раннесредневекового европейского Ю. и.— применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля в орнаментике. В византийском Ю. и. (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произведениях романского и готического Ю. и. (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церковного зодчества.
Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17—18 вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского Ю. и. 15—18 вв. — немецкое художественное серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского Ю. и. выдвинулись с конца 17 в. на первое место в Европе: в 18 в. господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале 19 в. — строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).
В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы, например накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Стилистика большинства изделий Ю. и. 19 в. тяготеет к эклектизму, против которого выступают мастера модерна (Р. Лалик во Франции и др.). Для Ю. и. 20 в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к "дизайнерским" формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для Ю. и. 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм "модерна" или традиции народного и средневекового Ю. и. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине 20 в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).
Ю. и. народов СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, в Грузии, Армении, на территории среднеазиатских республик). К вершинам мирового Ю. н. принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в погребениях Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии и Армении.
Для Киева 11—12 вв. особенно характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11—12 вв. — серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы 12—13 вв. — различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14—15 вв. — оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. (когда общерусским центром Ю. и. стала Москва) особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. — эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. развиваются и многие местные школы древнерусского Ю. и. — сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.
Русское Ю. и. 18 в. (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. С 18 в. развивается великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. — фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и др.).
Изделия советского Ю. и. производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестанской АССР, фабрика "Ростовская финифть", Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др. Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского Ю. и. 1960—70-х гг. — Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель, Х. Пихельга-Рауд в Эстонской ССР.
Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, М., 1948; Государственная Оружейная палата Московского Кремля, М., 1954; Русский художественный металл, М., 1958; Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения, М., 1970; Мартынова М. В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII—XVIII вв., М., 1973; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI—XIX вв., М., 1974; Ювелирное искусство народов России, [Л., 1974]; Флёров А. В., Художественная обработка металлов, [М., 1976]; Rosenberg М., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlagen, Bd 1—5, Fr./M., 1908—1925; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Völker. Hrsg. von H. Bossert, Bd 1—6, В., 1928—35; Evans J., A history of jewellery, 1100—1870, L., 1953; Higgins R. A., Greek and Roman jewellery, L., [1961]; Hughes G., Modern jewelry, 2 ed., L., 1964; К ohihaussen H., Europaische Kunsthandwerk, Bd 1—2, Fr./M., 1969—70; Smith H. C., Jewellery, Wakefield, 1973; Schade G., Deutsche Goldschmiedekunst, Lpz., 1974.