Пример статьи на Шл
Шлагинтвейт
Шлагинтвейт (Schlagintweit), немецкие географы и альпинисты; братья: Адольф (9.1.1829, Мюнхен, — 26.8.1857, казнён в Кашгаре, Китай), Герман (13.5.1826, Мюнхен, — 19.1.1882, там же), Роберт (27.10.1833, Мюнхен, — 6.6.1885, Гисен). В 1854—57 по инициативе А. Гумбольдта и по поручению прусского правительства и английской Ост-Индской компании совершили путешествие в Индию и Центральную Азию (исследования Декана, Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Синьцзяна, Тибетского нагорья). Адольф и Герман Ш. исследовали также Альпы (до 1853), а Роберт Ш. — горы США (в 1868 и 1880).
Соч.: Reisen in Indien und Hochasien, Bd 1¾4, Jena, 1869¾80.
Шлирен-метод
Шлирен-метод, метод Тёплера, метод обнаружения оптических неоднородностей в прозрачных преломляющих средах и дефектов отражающих поверхностей. Применяется для нахождения т. н. свилей в оптически прозрачных материалах, для исследования качества зеркал и других оптических деталей. Ш.-м. применяют для исследования распределения плотности воздушных потоков, образующихся при обтекании моделей в аэродинамических трубах, используют для проекции на экран изображений (получаемых в виде оптических неоднородностей) в пузырьковых камерах, в телевизионных системах проекции на большой экран, в системах воспроизведения изображений с термопластических и везикулярных фотоматериалов и др. (см. Термопластическая запись, Фотография). Ш.-м. предложен немецким учёным А. Тёплером в 1867.
В Ш.-м. пучок лучей от точечного или щелевого источника света (рис., 1), линзой или системой линз и зеркал (2—2') направляется через исследуемый объект (3) и фокусируется на непрозрачной ширме (5) с острой кромкой (на т. н. ноже Фуко), так что изображение источника проектируется на самом краю ширмы. Если в исследуемом объекте нет оптических неоднородностей, то все лучи задерживаются ширмой. При наличии оптических неоднородности (4) лучи будут рассеиваться ею и часть их, отклонившись, пройдёт выше края ширмы. Поставив за ширмой проекционный объектив (6), можно спроектировать на экран (7) эти лучи и получить изображение (8) тех неоднородностей, которые рассеивали лучи. Оптические неоднородности можно непосредственно наблюдать глазом, если вместо проекционного объектива поставить окуляр и смотреть через него на объект. Иногда вместо точечного источника света и ножа Фуко применяют оптически сопряжённые решётки (растры), перекрывающие ход лучам при отсутствии на их пути неоднородностей. Применяются также решётки со щелями в виде цветных светофильтров, позволяющие нагляднее определять характер оптических неоднородностей. Получение более грубой (теневой) картины зон резкого изменения оптической плотности объекта возможно без перекрытия лучей ножом Фуко или решётками. Просвечивание объекта двумя оптическими системами, установленными под углом друг к другу, позволяет получать стереоскопическую картину распределения неоднородностей в объекте (см. Стереоскопическое изображение).
Лит.: Васильев Л. А., Теневые методы, М., 1968; Валюс Н. А., Растровые оптические приборы, М., 1966.
Н. А. Валюс.
Шлегель Фридрих
Шлегель (Schlegel) Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, — 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. Брат А. В. Шлегеля. Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение "объективно-прекрасного", резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство "манерного, характерного и индивидуального", смешение жанров, неустанное стремление к "новому, пикантному и поразительному" и т.п. ("Об изучении греческой поэзии", 1797). В 1796—1801 в Йене; издавал вместе с А. Шлегелем журнал "Атенеум" ("Athenaeum", 1798—1800), сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, "романтического" искусства (в его отличии от "классического", античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к "бесконечной полноте универсума", находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — "Разговор о поэзии", 1800). С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, "чувства целого", побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего "Я", изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта "энциклопедия духовной жизни" индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — "В. Мейстер" Гёте и "Дон Кихот" Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. "Люцинда" (1799), вызвавшем обвинения в "непристойности", содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.
В 1802—04 Ш. — в Париже, издаёт журнал "Европа" (1803—05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В "Истории древней и новой литературы" (т. 1—2, 1813—15), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. После обращения в католичество (1808) Ш. жил в Вене, с 1809 — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х гг. сменились теперь консервативно-романтическим идеалом "истинной империи", олицетворяемой австрийской сословной монархией [журнал "Конкордия" ("Concordia"), 1820—23]. В "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (т. 1—2, 1829), "Философии языка и слова" (1830) развивал идеи универсальной "христианской философии". Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы "расколотого сознания", предпосылкой подлинной "философии жизни", основанной на принципах христианского "спиритуализма", считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).
Ш. — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания ("О языке и мудрости индийцев", 1808).
Соч.: Kritische Friedrich — Schlegel —Ausgabe..., hrsg. v. E. Behier (u. a.), Münch. — [u. a.], 1956—77 (изд. продолжается); в рус. пер.— Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934, с. 169—210; Люцинда, в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
Лит.: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Enders С., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Anstett J.-J., Lapensée religiéuse de F. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Münch., 1971.
Ю. Н. Попов.