Пример статьи на Чт
"Что делать?"
"Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения", книга В. И. Ленина, в которой всесторонне обоснована идея создания пролетарской партии нового типа, принципиально отличавшейся от реформистских партий Интернационала 2-го, партии социалистической революции и диктатуры пролетариата. В книге Ленин идейно разгромил "экономизм" как разновидность международного оппортунизма — бернштейнианства. Написана осенью 1901 — феврале 1902 и впервые издана в Штутгарте в марте 1902. В Полн. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 6, с. 1—192.
В 1-й главе книги Ленин, отстаивая революционно-марксистское направление в рабочем движении, показал, что бернштейнианцы, прикрываясь лозунгом "свободы критики", выступали с ревизией всех основных положений марксизма: отвергали идею пролетарской революции и диктатуры пролетариата, проповедовали "сотрудничество классов" и т.п. Ленин писал, что творческое развитие марксизма, обогащение его новым опытом классовой борьбы пролетариата не имеет ничего общего с попытками ревизионистов подорвать основы и принципы марксизма. "...”Свобода критики”, — писал Ленин, — есть свобода оппортунистического направления в социал-демократии, свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов" (там же, с. 9). "Экономизм" в России был разновидностью международного оппортунизма. Преклоняясь перед стихийностью в рабочем движении, выдвигая на первое место экономическую форму классовой борьбы пролетариата и трактуя политическую борьбу по-реформистски, "экономисты" всячески принижали роль социалистического сознания, руководящую роль партии в рабочем движении; объективно являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат, т.к. пытались идейно и организационно обезоружить рабочий класс в его борьбе против самодержавия и буржуазии. "Экономизм" был главным препятствием на пути создания революционной централизованной марксистской партии. Разоблачив оппортунистическую идеологию "экономизма", Ленин обосновал и подчеркнул значение революционной теории, марксистской партии как руководящей силы массового рабочего движения, показал неразрывную связь всех форм классовой борьбы пролетариата (политическую, экономическую и идеологическую) и с особой силой подчеркнул значимость теоретической (идеологической) работы партии. К тому же теоретическая вооружённость для русской социал-демократии играла особо важную роль, т.к. впервые в истории рабочая партия должна была возглавить общенародную борьбу за победу буржуазно-демократической революции. Без творческого подхода к решению этой задачи, без самостоятельного переосмысления всего опыта международного пролетарского движения партия не могла стать руководителем освободительной борьбы. Партия должна идти впереди стихийного рабочего движения, указывать ему путь, а для этого должна опираться на революционную теорию. "Без революционной теории не может быть и революционного движения, — писал Ленин. —... Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (там же, с. 24, 25).
Во 2-й главе давалась разработка вопроса о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. "Экономисты" считали, что социал-демократия не должна внедрять в рабочий класс социалистическое сознание, что нужно ждать, пока стихийное пролетарское движение выработает социалистическое сознание своими собственными силами. Ленин показал, что учение социализма разрабатывается идеологами рабочего класса и вносится рабочей партией в классовую борьбу пролетариата, которая стихийно развивается на почве капиталистических отношений. История всех стран свидетельствует, указывал Ленин, что исключительно своими силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское (см. Тред-юнионизм). Внесение социалистической идеологии в рабочее движение происходит в сложной, непрерывной и острой борьбе с буржуазной идеологией. Ленин писал: "... вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой ”третьей” идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отступление от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной" (там же, с. 39—40). Насущная задача марксистской партии в России начала 20 в. состояла в том, как показал Ленин, чтобы направить рабочее движение на путь политической борьбы против царизма и капитализма, вооружить его идеями научного социализма.
В 3-й главе освещался вопрос о соотношении экономики и политики, экономических и политических форм классовой борьбы пролетариата. Ленин подверг критике "экономистов" за их тред-юнионистское, реформистское понимание политики и обосновал революционную политику марксистской партии. Преклонение перед стихийностью приводило "экономистов" к принижению не только роли социалистической теории, но и политических задач рабочего класса и его партии. Ленин показал, что понимание политической борьбы как борьбы за реформы обрекает рабочий класс на вечное наёмное рабство; что без свержения господства эксплуататоров, без борьбы за власть рабочего класса пролетариат не может добиться коренного улучшения своего экономического положения: "... основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (там же, с. 46, прим.). Конечная цель борьбы пролетариата — свержение капитализма и установление своей власти для построения социалистического общества. Ближайшая задача рабочего класса России, указывал Ленин, — свержение самодержавия для обеспечения условий борьбы за победу социалистической революции. Ленин развил идею гегемонии пролетариата в предстоящей буржуазно-демократической революции, идею революционного союза рабочего класса и крестьянства, впервые выдвинутую им в работе "Что такое ’’друзья народа’’ и как они воюют против социал-демократов?" (1894). Рабочий класс должен выступить во главе общедемократического движения как передовой борец за политическую свободу, поэтому его партия обязана "... перед всем народом излагать и подчеркивать общедемократические задачи, не скрывая ни на минуту своих социалистических убеждений" (там же, с. 83). Партия рабочего класса, указывал Ленин, должна соединить в России демократическую борьбу всего народа против самодержавия и социалистическую борьбу пролетариата против капитализма. Поэтому социал-демократия обязана вести революционную пропаганду и агитацию во всех слоях населения, организовывать политического обличения самодержавия, всего социально-политического строя царской России.
В 4-й и 5-й главах Ленин обосновал свой план построения марксистской партии (набросок этого плана был дан им ранее в статье "С чего начать?", — см. там же, т. 5, с. 1—13). Руководство осуществлением политических целей пролетариата было не под силу существовавшим в тот период в России разрозненным социал-демократическим комитетам и группам кустарного типа. Требовалась единая организация — партия, необходимость строительства которой отрицали "экономисты". "... Стихийная борьба пролетариата, — разъяснял Ленин, — и не сделается настоящей ”классовой борьбой” его до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров" (там же, т. 6, с. 135). Ленин считал, что построение партии надо начать с организации общерусской политической газеты, пропагандирующей взгляды революционной социал-демократии. Сеть агентов и корреспондентов газеты и явится тем остовом, вокруг которого будет создаваться партия. Такой газетой стала ленинская "Искра". По плану Ленина партия должна была состоять из двух частей: узкого круга руководящих работников, главным образом профессиональных революционеров, и широкой сети партийных организаций.
В "Заключении" своей книги на вопрос "что делать?" Ленин дал ответ: преодолеть организационный разброд и идейные шатания в рядах русской социал-демократии и создать боевую организацию революционеров (см. там же, с. 180—83).
Историческое значение книги Ленина состоит в том, что в ней обнажены идейные истоки оппортунизма в рабочем движении, состоявшие в преклонении перед стихийностью, разработаны важнейшие вопросы идеологии и политики марксистской партии, её программные, организационные и тактические принципы. Эти принципы составляют идейную основу КПСС, всех коммунистических, марксистско-ленинских партий.
Книга Ленина издавалась 219 раз общим тиражом 11918,1 тыс. экз. на 58 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 января 1977).
Лит.: История КПСС, т. 1, М., 1964.
"Чтения в историческом обществе Нестора-летописца"
"Чтения в историческом обществе Нестора-летописца", непериодические сборники, издававшиеся в Киеве Историческим обществом Нестора-летописца в 1879—1914 (24 тома, тома 14—24 имели по несколько выпусков). 1-й раздел каждого тома содержал протоколы заседаний общества, сведения о его составе и деятельности; 2-й — сообщения и отчёты об археологических раскопках, публикации источников и статьи по истории России, Украины и некоторых славянских стран. С 1893 в сборниках вводится библиографических раздел. Среди публикаций важное место занимают произведения церковно-полемической литературы, "Акты по истории землевладения в Малороссии", статьи В. С. Иконникова о событиях в России начала 17 в., М. Ф. Владимирского-Буданова по истории права и др. Некоторые тома выходили в виде тематических сборников. Перечень научных сообщений членов общества, опубликованных в "Чтениях", приведён в книге Н. П. Дашкевича "25-летие исторического общества Нестора-летописца" (1899).
"Чтения в Обществе истории и древностей российских"
"Чтения в Обществе истории и древностей российских" ("Чтения ОИДР"), периодическое издание трудов Общества истории и древностей российских при Московском университете. "Чтения" содержат капитальные исследования по истории народов России и славян (некоторые из них объёмом до 60 печатных листов), богатейшие историко-этнографические документальные материалы и переводы сочинений иностранцев о России. Выпускались отдельными книгами на протяжении 72 лет с десятилетним перерывом, 1-я книга вышла в свет в январе 1846. В течение 3 лет "Чтения" выходили нерегулярно, по мере накопления материала. Каждая книга состояла из 4 разделов: исторических исследований, отечественных исторических документальных материалов, иностранных материалов и смеси. Исследования и материалы охватывали историю народов России 8—19 вв. Публиковались также исследования и материалы по археологии, этнографии, нумизматике, палеографии и другим вспомогательно-историческим дисциплинам. До июня 1848 было выпущено 23 книги "Чтений". В июньской книге за 1848 О. М. Бодянский поместил записки Дж. Флетчера о Московском государстве, что вызвало недовольство Николая I. "Чтения" были закрыты, а Бодянский удалён из Московского университета. Издание "Чтений" возобновилось только в 1858, когда Бодянский снова стал секретарём общества. Издание приняло славянофильское направление, к прежним 4 разделам "Чтений" прибавился раздел славянских материалов. С 1858 "Чтения" выходили в свет уже регулярно, 4 раза в год: в 1858—77 под редакцией Бодянского №№ 24—101; в 1877—81 под редакцией А. Н. Попова №№ 102—117; в 1881—1907 под редакцией Е. В. Барсова №№ 118—222; в 1907—16 под редакцией М. К. Любавского №№ 223—258; в 1916—18 под редакцией С. А. Белокурова №№ 259—264. В издании принимали участие виднейшие русские историки: Д. И. Багалей,Д. Н. Бантыш-Каменский, С. А. Белокуров, И. Д. Беляев, М. М. Богословский,С. К. Богоявленский, А. Ф. Бычков,С. Б. Веселовский, Ю. В. Готье, И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, Д. Ф. Масловский и др. В "Чтениях" публиковались переводы трудов Шафарика и др.
Л. Б. Леонидов.