Пример статьи на Чо
Чон Як Ён
Чон Як Ён, Чон Да Сан (5.8.1762, с. Махён, Кванджу, провинция Кёнгидо, — 7.4.1836, там же), корейский учёный-энциклопедист, представитель движения сирхакпха. Родился в дворянской семье. С 1789 на государственной службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор, в Корее положил начало оспопрививанию. Обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорён к смертной казни, которая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. посвятил научной и литературной деятельности. В своих произведениях Ч. Я. Ё. сочетал философскую критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феодальных порядков и выражал глубокое сочувствие угнетённому народу. Признавая вещественное начало (ки) основой мироздания, приблизился к философскому материализму. Государственная власть Ч. Я. Ё. рассматривал как результат некоего общественного договора, признавал несправедливым "абсолютное правление „сверху”", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, деспотической монархии. Проект земельной реформы Ч. Я. Ё. предусматривал фактическую ликвидацию помещичьего землевладения. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеодальной идеологии и культуры корейского народа.
Лит.: История Кореи, т. 1, М., 1974 (см. Указатель имён).
М. Н. Пак.
Чойбалсан Хорлогийн
Чойбалсан Хорлогийн (8.2.1895, Цэцэнханский, ныне Восточный, аймак, — 26.1.1952, Москва, похоронен в Улан-Баторе), монгольский политический и государственный деятель. Родился в бедной аратской семье. С 1912 работал в Урге (ныне г. Улан-Батор) носильщиком, сторожем, самостоятельно обучился грамоте, поступил в школу переводчиков и овладел русским языком. В 1914 для продолжения образования был направлен в Иркутск, где находился до 1917. Революционные события в России оказали на Ч. большое влияние. В 1919, когда Сухэ-Батор организовал в Урге революционный кружок, Ч. несколько позже создал там же аналогичный кружок. Объединение этих кружков в 1920 положило начало созданию Монгольской народно-революционной партии (МНРП). Летом 1920 Ч. выезжал в Советскую Россию в составе первой монгольской делегации, которая обратилась к правительству РСФСР с просьбой об оказании помощи монгольскому народу в борьбе за освобождение Монголии от иноземных захватчиков. Вернувшись в Монголию в ноябре 1920, Ч. принял активное участие в создании частей народно-революционной армии. Участвовал в подготовке 1 съезда Монгольской народной партии в марте 1921 (с марта 1925 — МНРП). Входил в состав Временного народного правительства (создано в марте 1921), а после победы Монгольской народной революции, с июля 1921 — в состав Народного правительства. С 1924 Ч. неоднократно избирался членом ЦК МНРП, его Президиума и Политбюро. В 1921—23 Ч. являлся заместителем главнокомандующего Монгольской народной армией, в 1923—24 учился в Военной академии в Москве, в 1924—28 главнокомандующий Монгольской народно-революционной армией (МНРА), в 1928—30 председатель Президиума Малого хурала МНР, в 1930 министр иностранных дел, в 1931—35 министр животноводства и земледелия. В 1935—39 первый заместитель премьер-министра, с 1939 премьер-министр МНР. При совместных операциях советских и монгольских войск по разгрому японских милитаристов в районе р. Халхин-Гол в 1939 и в Маньчжурской операции 1945 Ч. являлся главнокомандующим МНРА. Ч. было присвоено звание Маршала (1936) и Героя МНР (дважды), его именем назван город в МНР. Награжден орденами Сухэ-Батора, Боевого Красного Знамени и др.; 2 орденами Ленина и другими советскими орденами.
Соч.: Илтгэл ба Угууллууд (Речи и статьи), боть 1—4, Улаанбаатар, 1951—53; в рус. пер. — Избр. статьи и речи [1921—1951], М., 1961.
Чойбалсан (город в МНР)
Чойбалсан (до 1921 — Сан-Бейсе, до 1941 — Баян-Тумен), город на В. МНР, близ границы с Китаем, на р. Керулен. Административный центр Восточного аймака. 22,5 тыс. жит. (1975). Ж. д. соединён со станцией Соловьёвск Транссибирской ж. д. (СССР); узел автомобильных дорог; авиасообщение с Улан-Батором. Производство стройматериалов, авторемонт; мукомольный и мясной комбинаты, шерстомоечная фабрика. В окрестностях — добыча бурого угля и плавикового шпата (в Бэрхе).