Пример статьи на Уэ
Уэстерман Уильям Линн
Уэстерман (Westermann) Уильям Линн (15.9.1873. Белвилл, штат Иллинойс, – 4.10.1954, Нью-Йорк), американский папиролог и историк античности. профессор древней истории Миссурийского (1902–06), Миннесотского (1906–08), Висконсинского (1908–20), Корнеллского (1920–23) и Колумбийского (1923–48) университетов. Под руководством и при участии У. собраны и изданы с обширными комментариями коллекции греч. папирусов Корнеллского, Колумбийского и Висконсинского университетов. Важнейшей темой исследований У. была проблема рабства в античном мире; его работы способствовали развитию направления, отрицающего или преуменьшающего роль рабства в истории. По концепции У. рабство, крепостничество и наёмный труд были в равной мере присущи античному обществу и лишь в результате случайного стечения обстоятельств в отдельные периоды его истории (в Греции 5–4 вв., в Риме во 2–1 вв. до н. э.) рабство достигало широкого распространения. Движущим началом исторического процесса У. считал идеологические, а не социально-экономические явления.
Соч.: Greek papyri in the library of Cornell university, N. Y., 1926 (совм. с C. J. Kraemer); Upon slavery in Ptolemaic Egypt, N. Y., 1929; Zenon papyri, v. 1–2, N. Y., 1934–40 (совм. с Е. S. Hasenoehrl, С. W. Keyes, H. Liebesny); Apokrimata, N. Y., 1954 (совм. с A. A. Schiller); The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955.
Лит.: Корсунский А. Р. и др., [Рец.]: Westermann W. L., The slave systems of Greek and Roman antiquity, "Вестник Древней истории", 1958, № 4.
Уэйкфилд Эдуард Гиббон
Уэйкфилд (Wakefield) Эдуард Гиббон (20.3.1796, Лондон, – 16.5.1862, Уэллингтон), английский экономист и политический деятель. Видный представитель англ. классической политической экономии, автор комментариев к основному труду А. Смита. В "Письме из Сиднея" (1829) и работе "Англия и Америка" (1833) выдвинул план "систематической колонизации", предлагая повысить продажную цену земли в колониях и принять др. меры, способствующие увеличению там контингента наёмных рабочих. Поощрение эмиграции трудящихся из Великобритании У. рассматривал также как средство ослабления опасности социального взрыва в метрополии. К. Маркс оценивал этот план как попытку "первоначального накопления" в колониях. У. – один из авторов т. н. доклада Дергема (1839) о положении в Канаде после восстаний 1837–38. Нажил состояние земельными спекуляциями в Австралии и Новой Зеландии. Инициатор аннексии Новой Зеландии. Переехав в 1852 в эту колонию, активно участвовал в её политической жизни.
Соч.: Facts relating to the punishment of death in the metropolis, L., 1831; A view of the art of colonization, N. Y., 1969.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; т. 25, ч. 2; т. 26, ч. 1–3; т. 46, ч. 1–2; т. 47 (см. Указат. имён); Ерофеев Н. А., "Систематическая колонизация". Из истории английской колониальной политики XIX в., в кн.: Империализм и борьба рабочего класса, М., 1960; Bloomfield P., E. G. Wakefield, builder of the British Commonwealth, L., 1961.
Уэда Акинари
Уэда Акинари (1734, Осака, – 27.6.1809, Киото), японский писатель. Изучал китайскую литературу, философию, медицину. Дебютировал нравоописательной повестью "Нравы бывалых содержанок" (1767). Славу У. принесли новеллы приключенческо-романтического содержания в жанре серьёзной прозы – ёмихон (буквально – книга для чтения). Сюжеты писатель нередко заимствовал из япон. и кит. литературы и фольклора. Основная направленность творчества У. – воспевание добродетели, порицание порока и общественного зла в соответствии с учением сингаку (буквально – наука сердца), которое проповедовало равенство всех сословий и в то же время предписывало каждому из них жить согласно своему социальному положению. Важное место в произведениях У. занимала фантастика; нередко героями их были духи или привидения: сборники рассказов "Луна в тумане" (1768, рус. пер. 1961), "Рассказы о весеннем дожде" (1809). Был и талантливым поэтом, писавшим танка и хокку.
Соч.: Уэда Акинари-сю, Токио, 1968.
Лит.: Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Накамура Юхико, Кинсэй сакка кэнкю, Токио, 1961.
И. А. Воронина.