Пример статьи на Ки
Кипарисовые
Кипарисовые (Cupressaceae), семейство хвойных вечнозелёных кустарников или деревьев. Листья супротивные или в мутовках по 3, чешуевидные или игловидные. Пыльниковые колоски небольшие, большей частью не верхушках коротких побегов. Пыльца без воздушных мешков, борозд и пор. Шишки деревянистые, реже (у можжевельника) ягодообразные; семенные чешуи щитовидные, срастаются с кроющей чешуей, прилегают друг к другу, позднее расходятся, прикрепляются на ножках (у кипариса и др.) или плоские и уплощённые, черепитчато налегающие и створковидно прилегающие друг к другу, позднее отгибающиеся (у либоцедруса, биоты и др.). Известно 20 родов (около 145 видов) в обоих полушариях. В садах и парках — кипарис, можжевельник, туя, биота и др. Древесина К. используется на производство мебели, столярных и токарных изделий, древесина некоторых можжевельников — на производство оболочек карандашей.
Лит.: Тахтаджян А. Л., Высшие растения, т. 1, М. — Л., 1956.
Китс Джон
Китс (Keats) Джон (31.10.1795, Лондон,—23.2.1821, Рим), английский поэт-романтик. После выхода первых сборников (1817 и др.) К. стал объектом грубых нападок консервативной критики: жизнелюбивые стихотворения К. звучали вызовом ханжеству и лицемерию буржуазного общества. Выражением неприятия К. прозы буржуазного мира было обращение к античности с ее идеалом красоты и гармонии (поэма "Эндимион", 1818). Общественный подъём 1818—19 захватил К., он сблизился с П. Б. Шелли, заинтересовался фольклором (написал в традициях Р. Бёрнса стихотворение "Робин Гуд"). В поэме "Гиперион" (1819, опубликован 1820) К. в духе Дж. Мильтона изобразил борьбу титанов с богами-олимпийцами, аллегорически намекая на революционное движение в Европе. Столкновение чистого чувства с ложью и эгоизмом — тема небольших поэм К. "Ламия", "Изабелла", "Канун святой Агнессы". Яркий романтик, К. обогатил поэтический язык выразительными средствами, возродил в английской литературе жанр сонета. Буржуазная критика, искажая смысл его творчества, пытается представить К. певцом "чистой" красоты, предтечей декаданса и эстетизма.
Соч.: The poetical works, 2 ed., Oxf., 1958: The letters of John Keats. 1814—1821, v. 1—2, Camb., 1958; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе XIX в., ч. 1, М., 1955; в кн.: Маршак С., Соч., т. 3, М., 1959.
Лит.: Елистратова А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, с. 431—93; Дьяконова Н., Эстетические взгляды Китса, "Вопросы литературы", 1963, № 8: Critics on Keats. Ed. by J. O'Neill, L., [1967]; Twentieth century interpretations of Keats's odes. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. J.), [1968]; Jones J., John Keats's dream of truth, L., 1969; Keats. The critical heritage. Ed. by G. М. Matthews, L., [1971]; Mac Gillivray J. R., Keats. A bibliography..., Toronto, 1949.
Б. А. Гиленсон.
Кинотехника
Кинотехника, отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. К. широко используется в художественной игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей.
Основной кинотехнический процесс — передача движения или изменения состояния объектов — заключается в образовании на киноплёнке изображений последовательных фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью оптическим путём на кинопроекционном экране. Получение движущегося изображения состоит из отдельных последовательных процессов киносъёмки, фотографической обработки киноплёнки и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопередачи, состоящим из звукозаписи и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. К. является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования К. В свою очередь, требования киноискусства стимулируют развитие К.
С момента изобретения кинематографа (1895) его основными техническими средствами являются: киносъёмочный аппарат, кинопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографической обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики "Люмьер" (Франция) и "Истмен Кодак" (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства "немых" кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., К. развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к техническим средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 французская фирма "А. Дебри" начала выпуск киносъёмочных аппаратов "Парво" с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.
Новый этап развития техники "немого" кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъемочных аппаратов с механизмом автоматического наплыва, контргрейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургических операций и др. Были разработаны автоматические аппараты для ручной киносъёмки — "Кинамо" (1921—24), "Аймо" (1924) и т.д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инженер П. В. Сосновский (1914) и К. Николаев (1915). После Великой Октябрьской социалистической революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы "Русь", затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-З и ТОМП-4 (1923—24). К 30-м гг. было развёрнуто промышленное производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветительной аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов.
После изобретения кинематографа и создания крупного производства "немых" кинофильмов важнейшими этапами развития К. были: появление звукового кино, цветного и стереоскопического кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофоническим воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопического кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также — реконструкция или замена существующих технических средств. Звуковое кино, расширившее выразительные свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Западной Европы. В 50-х гг. в К. начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке ["Агфа-Колор" (фирма "Агфа", Германия, 1941), "Истмен-Колор" (фирма "Кодак", США, 1950)]. Советская система цветного кино (1945—47) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино "Техниколор", основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см. Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое стереоскопическое кино, изобретённое П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков поляроидных. Успешное развитие технических средств кинематографа позволило, начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более значительными изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы панорамного кино с использованием трёх 35-мм киноплёнок "Синерама" (1952—57), системы широкоэкранного кино ("Синемаскоп" и др.) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953—56), широкоформатного кино с использованием киноплёнок шириной 65—70 мм (1956—59). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются), при котором изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (например, соотношение сторон кадра 1: 1,75 или 1:1,85 вместо обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили применение: советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках — "Кинопанорама"; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики; широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком; стереоскопическое кино по системе "Стерео-70", в которой 2 изображения (одно — для левого глаза, другое — для правого) с обычным соотношением сторон (1:1,37) располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информационных программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955), полиэкран (Франция, 1956). В СССР также разработаны подобные системы: "Круговая кинопанорама" (1959) и система полиэкранного кино (1959), основанные на применении для киносъемки и кинопроекции одновременно несколько кинопленок и или несколько изображений в кадре одной кинопленки. Для К., используемой в научных исследованиях характерно увеличение диапазона частоты киносъемки от многих часов на один кадр до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке; непрерывное расширение диапазона оптических увеличений при киносъёмке (макро и микросъёмка), Эксплуатационные удобства и экономичность технических средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях.
В 60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности так называемой система "Супер-8", в которой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра, К. непрерывно совершенствуется — улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствительные кинопленки, совершенствуется оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптической печати и контратипирования для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономия, показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная техника).
Лит.: Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.); Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь, т. 1—2, М.,1966—70.
М. З. Высоцкий.
Список статей на Ки
Кибальников Александр Павлович
Киву (нац. парк в Республике Заир)
Киевская астрономическая обсерватория
Киевская киностудия художественных фильмов
Киевская наступательная операция 1943
Киевская оборонительная операция 1941
Киевские вооружённые восстания 1917 и 1918
Киевский инженерно-строительный институт
Киевский институт инженеров гражданской авиации
Киевский музей западного и восточного искусства
Киевский музей русского искусства
Киевский педагогический институт
Киевский политехнический институт
Киевский театр имени Леси Украинки
Кизеветтер Александр Александрович
Киквидзе (пос. гор. типа в Волгоградской обл.)
Киликийское армянское государство
Кильмезь (пос. гор. типа в Кировской обл.)
Кильмезь (пос. гор. типа в Удмуртской АССР)
Кимантайте Казимира Мартыновна
Ким-Чхэк (город в Северной Корее)
Кингисепп (город в Ленинградской обл.)
Кингисепп (город в Эстонской ССР)
Кинетическое уравнение Больцмана
Кипоренко-Даманский Юрий Степанович
Киргизская Советская Социалистическая Республика
Киргизский драматический театр
Киргизский женский педагогический институт
Киргизский медицинский институт
Киргизский сельскохозяйственный институт
Киргизский театр оперы и балета
Киренаика (историч. область в Ливии)
Кириллов (город в Вологодской обл.)
Киров (город в Калужской обл.)
Кировоградский завод сельскохозяйственных машин "Красная Звезда"
Кирово (пос. гор. типа в Донецкой обл.)
Кирово (пос. гор. типа в Ферганской обл.)
Кировск (город в Ворошиловградской обл.)
Кировск (город в Ленинградской обл.)
Кировск (город в Мурманской обл.)
Кировский (пос. гор. типа в Азербайджанской ССР)
Кировский (пос. гор. типа в Астраханской обл.)
Кировский (пос. гор. типа в Камчатской обл.)
Кировский (пос. гор. типа в Приморском крае)
Кировский (пос. гор. типа в Талды-Курганской обл. Казахской ССР)
Кировский (пос. гор. типа в Чимкентской обл. Казахской ССР)
Кировское (город в Донецкой обл.)
Кировское (пос. гор. типа в Днепропетровской обл.)
Кировское (пос. гор. типа в Крымской обл.)
Кировск (пос. гор. типа в Азербайджанской ССР)
Кировск (пос. гор. типа в Донецкой обл.)
Кировск (пос. гор. типа в Могилёвской обл.)
Кировск (пос. гор. типа в Туркменской ССР)
Кирсанов (город в Тамбовской обл.)
Кирхгоф Константин Готлиб Сигизмунд
Киселёв Александр Александрович
Кисловодская горная астрономическая станция
Кислородно-дыхательная аппаратура
Кислородно-конвертерный процесс
Кистяковский Владимир Александрович
Китайская Чанчуньская железная дорога
Китайско-Гималайская подобласть
Китайско-французская война 1884-85
Китой (пос. гор. типа в Иркутской обл.)
Китт-Пикская астрономическая обсерватория
Кишинёвский медицинский институт