Пример статьи на Ио
Ио (мифологич.)
Ио, в древнегреческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса. По одному из вариантов мифа, Гера из ревности к мужу (Зевсу) превратила И. в корову и приставила к ней стража — многоглазого великана Аргуса, которого убил Гермес. Тогда Гера наслала на И. чудовищного овода. Спасаясь от его укусов, И. достигла Египта, где вновь обрела человеческий образ. Согласно мифологической генеалогии, потомками И. были Данаиды.
Иосиф Аргутинский
Иосиф Аргутинский Долгорукий [1743, селение Саначин, около Тбилиси, — 9(21).3.1801, Тбилиси], князь, армянский церковный и политический деятель, архиепископ с 1800 — католикосвсех армян. В 1780 участвовал в совещании, созванном Г. А. Потемкиным, по вопросам русской политики на Кавказе и освобождения Армении и Закавказья от турецкого и иранского ига. В 1783 И. А. участвовал в разработке проекта армяно-русского договора, по которому Россия должна была восстановить под своим протекторатом независимое Армянское царство; И. А. один из организаторов поселений армян на юге России. Во время похода русской армии в Закавказье в 1796 И. А. обратился к армянскому народу с призывом помочь русской армии.
Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951.
Иоанн Итал
Иоанн Итал (Ioánnes Italós) (2-я половина 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане "консула философов". Довёл воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церковной ортодоксией. Его учение было по приказу императора Алексея I Комнина рассмотрено на церковном соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847—48). Учение И. И. оказало влияние на грузинского мыслителя Иоанэ Петрици.
Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1—2, Tphilisiis 1924—26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627—29.
Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русского Археологического института в Константинополе", 1897, т. 2.
С. С. Аверинцев.