Пример статьи на Жр
Жребий
Жребий (юридический), универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также называется Ж., например древнегреческий "клерос", старопольский "треб" и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феодальное право и обычай сохранили Ж., в том числе для распределения наследства, тех или иных участков общинной земли, налогов и повинностей.
Ж. был непременным элементом процессуального права на Руси, дуэльных обычаев и т. п. В дореволюционной России Ж. использовался в избирательном праве (например, ст. 17 Положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905), при назначении коллегии присяжных заседателей и т. п.
З. М. Черниловский.
Жречество
Жречество, служители культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с воображаемым миром богов и духов (слово "жрец" происходит от старославянского "жрьти" — приносить в жертву). Возникновение Ж. связано с развитием религии. У первобытных племён и некоторых современных народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда, огнеземельцев и др.) не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию "знающих" приёмы воздействия на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, шаманы). С разложением первобытной общины, общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Закрепляется преемственность Ж., иногда путём прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению и по положению близки к вождям, которые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, "цари - жрецы"). В классовых рабовладельческих и феодальных обществах Ж. обычно составляло часть господствующего класса. В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями всех имевшихся научных знаний. В древней и средневековой Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних государствах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6—1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), всё экономическое, политическое и идеологическое могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма государства. Лишь в античной Греции и Риме Ж. не играло самостоятельной роли — должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но и в этих государствах жрецы пользовались значительными преимуществами и оказывали влияние на политическую жизнь. То же было в Японии.
В Китае даосскую религию возглавляли многочисленные жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц — от императора до главы рода. Религиозно-мифологические и богословские спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, религиозных догматов и систем. В большинстве классовых общественная религия жрецов сильно отличается от народных верований. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником Ж. явилось духовенство.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1—2, М. — Л., 1928; Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1—2, В., 1883—84.
С. А. Токарев.
Жреческие школы
Жреческие школы, школы при храмах в Индии, Египте и др. странах Древнего Востока. Предполагается, что существовали два типа Ж. ш., которые условно можно назвать подготовительными и специальными. В первых обучали чтению, письму, счёту, рисованию; во вторых учащиеся практически вводились в жреческие обязанности.
Лит.: Модзалевский Д., Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, ч. 1—2, СПБ, 1874—77; Бернал Дж., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956.