Пример статьи на Дм
Дмитриев Юрий Арсеньевич
Дмитриев Юрий Арсеньевич [р. 3(16).12.1911, Москва], советский театровед, историк цирка и эстрады, доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1940. В 1935 окончил ГИТИС. Литературную деятельность начал в 1929. В 1937—67 преподавал в ГИТИСе (с 1952 профессор), с 1943 работает в Институте истории искусств (с 1959 заведующий сектором русского театра). Основные труды по вопросам русского театра, истории и теории русского и советского цирка и эстрады.
Соч.: Братья Дуровы, М.—Л., 1945; Виталий Лазаренко, М.—Л., 1946; П. С. Мочалов, М., 1949; Русский цирк, М., 1953; Ермолова, М., 1954; Мочалов актер-романтик, М., 1961; Искусство советской эстрады, М., 1962; Советское актерское мастерство, М., 1963; Советский цирк, М., 1963; Советская эстрада, М., 1968; Искусство цирка, М., 1964; Советский цирк сегодня, М., 1968; Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971.
Дмитрий Шемяка
Дмитрий Шемяка (1420—1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против централизаторской политики московского великого князя. В 1446, взяв в плен и ослепив Василия II Васильевича, захватил великокняжеский престол, который вскоре вынужден был оставить, т.к. не получил поддержки служилого населения Москвы. Позже безуспешно пытался бороться с Василием II. Умер в Новгороде (по некоторым сведениям, отравлен).
Дмитревский Иван Афанасьевич
Дмитревский Иван Афанасьевич [28.2(11.3).1734, Ярославль, — 27.10(8.11).1821, Петербург], русский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. Действительный член Российской академии (1802). Друг ф. Г. Волкова и его сподвижник по созданию театра в Ярославле (1750). Вместе с труппой Волкова был вызван в Петербург и в 1752 отдан "для подготовки к актёрскому званию" в Петербургский шляхетный корпус. В 1756 вошёл в труппу первого русского постоянного публичного театра, руководимого драматургом А. П. Сумароковым и Волковым. Один из крупнейших представителей классицизма в русском театре. Лучшие роли: Синав, Димитрий ("Синав и Трувор", "Димитрий Самозванец" Сумарокова), Альцест ("Мизантроп" Мольера). Д. способствовал укреплению общественной роли русского театра, расширению его репертуара, развитию национальной школы актёрского творчества. В 1780—83 руководитель, педагог, актёр и режиссёр петербургского Театра Книппера, созданного для демократического зрителя. Позднее преподавал в Петербургской театральной школе. Преодолевая каноны классицистской эстетики, Д. в 1770 поставил пьесу "Евгения" Бомарше, исполнил в ней роль Кларандона. Перевёл ряд пьес сентименталистского направления. Большое влияние на творчество Д. оказало сближение с Д. И. Фонвизиным и И. А. Крыловым. В 1782, несмотря на препятствия со стороны двора, Д. поставил комедию Фонвизина "Недоросль"; роль Стародума стала одной из лучших его ролей. Первым из русских актёров Д. гастролировал за границей (1765—66, 1767—68). Д. воспитал несколько поколений актёров. Среди них А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова.
Лит.: Всеволодский-Гернгросс В., Иван Афанасьевич Дмитревской, М.—Л., 1945.
Ю. А. Дмитриев.