Пример статьи на Вс
Всеобщее обучение
Всеобщее обучение, всеобуч, обучение всех без исключения детей определённого возраста в общеобразовательных школах, дающих определённый минимум знаний. В. о. обеспечивается системой государственных мероприятий (законодательные акты об обязательности обучения, государственные ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).
Необходимость введения В. о. явилась одним из требований народных масс на протяжении нескольких столетий. Обязательность обучения была провозглашена Великой французской революцией (конец 18 в.). Требование общественного и бесплатного воспитания всех детей было выдвинуто К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии" (1848), а попытка его практического осуществления сделана Парижской Коммуной (1871).
Впервые законы о начальном В. о. были приняты в отдельных государствах Германии (например, в Веймаре, Гессене) ещё в 17 в. Введение законов о В. о. в капиталистических странах было теснейшим образом связано с развитием в 19 в. машинного производства и потребностью его в грамотных рабочих, с борьбой трудящихся за культуру и знания. Законы о начальном В. о. приняты в Дании в 1814, в Швеции — в 1842, в Норвегии — в 1848, в США — в 1852—1900, в Японии — в 1872, в Италии — в 1877, в Великобритании — в 1880, во Франции — в 1882, в странах Латинской Америки — в начале 20 в.; в ряде стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор. Бурный технический прогресс, вызвавший революцию во всех отраслях производства в конце 19 и начале 20 вв., потребовал организации в развитых странах государственной системы подготовки высококвалифицированных рабочих, в связи с чем пересматривались законы о В. о., увеличивались сроки обязательного обучения, повышался объём знаний, общеобразовательная школа в большинстве стран стала бесплатной.
Хотя, по официальной статистике, в высокоразвитых капиталистических странах (США, Великобритания, Япония, Франция и др.) почти все дети обязательного школьного возраста обучаются в общеобразовательных школах, по данным ЮНЕСКО, в конце 60-х гг. в мире насчитывалось 740 млн. неграмотных, в странах Азия, Африки и Латинской Америки только 47% детей (5—14 лет) посещают школы. Некоторые народы колониальных стран до сих пор не имеют письменности и школ с обучением на родном языке. В капиталистическом обществе школа продолжает быть классовой, бесплатность начального и даже среднего образования в значительной мере обесценивается сохранением высокой платы за обучение на высших ступенях образования.
В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. В связи с этим В. И. Ленин в 1913 писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Требование обязательного общего и профессионального бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Октябрьской социалистической революции в стране было введено В. о. В октябре 1918 ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. 8-й съезд РКП (б) (1919) принял программу партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 августа 1923 СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана В. о. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 определили конечный срок введения начального В. о. в РСФСР — 1933/34 учебный год. Аналогичные законы приняты правительством УССР 5 августа 1925, правительством БССР 7 апреля 1926. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". К 1934 начальное В. о. было осуществлено повсеместно. В 1933—37 в СССР было введено обязательное семилетнее В. о. в городах и рабочих посёлках, значительное развитие получило среднее образование. Осуществление обязательного семилетнего В. о. было прервано Великой Отечественной войной, однако уже в 1956 оно в основном было завершено. Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) взамен семилетнего было введено обязательное восьмилетнее В. о. детей от 7 до 15—16 лет.
Развитие В. о. в союзных республиках характеризуется данными табл. 1.
Табл. 1. — Численность учащихся в общеобразовательных школах всех видов (тыс. чел., на начало учебного года)
1914/15
1940/41
1969/70
СССР . . . . . . . .
9656,4
35 552
49 426
В том числе:
5684
20 633
25 795
РСФСР . . . . . . .
Украинская
ССР . . . . . . . . .
2607
6830
8480
Белорусская
ССР . . . . . . . . .
489
1737
1852
Узбекская ССР
18
1325
3154
Казахская ССР
105
1148
3141
Грузинская ССР
157
767
1016
Азербайджан- ская СССР . . .
73
695
1394
Литовская ССР
118
380
573
Молдавская
ССР . . . . . . . . .
92
440
795
Латвийская
ССР . . . . . . . . .
172
242
353
Киргизская
ССР . . . . . . . . .
7
334
751
Таджикская
ССР . . . . . . . . .
0,4
315
740
Армянская ССР
35
333
635
Туркменская
ССР . . . . . . . . .
7
252
536
Эстонская ССР
92
121
211
Успехи В. о. в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы отражены в табл. 2.
Табл. 2. — Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (млн. чел., на начало учебного года)
Классы
1914/15
1940/41
1969/70
1—4-й . . . . . . . .
9,0
21,7
21,2
5—8-й . . . . . . . .
0,5
12,5
20,7
9—10 (11)-й . . .
0,1
1,3
7,4
Об охвате обучением детей старшего школьного возраста нельзя судить только по количеству учащихся в 9—10 (11)-х классах, так как часть детей этого возраста продолжает образование в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах. На начало 1970/71 учебного года в различного типа учебных заведениях продолжали образование около 80% окончивших 8-летнюю дневную школу.
В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС в 9-й пятилетке будет завершён переход на всеобщее среднее образование.
Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является дальнейшее развитие профессионально-технических училищ, дающих среднее образование (при сохранении ведущей роли общеобразовательной школы).
В СССР имеются всесторонние государственные гарантии успешного развития всеобщего среднего образования: право граждан на образование независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и социального положения, провозглашённое Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; государственная система учебно-воспитательных учреждений; наличие различных учебных заведений, дающих среднее образование, — средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодёжи, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития; единство и преемственность всех типов учебных заведений, возможности беспрепятственного перехода из низших ступеней обучения в высшие, т. е. отсутствие школ-тупиков; территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР; совместность обучения лиц обоего пола; государственный учёт детей школьного возраста и контроль за посещением ими учебных занятий, укомплектование школ учителями соответствующей квалификации; строительство и содержание школ за счёт государства; материальная помощь государства учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.
Лит.: Ленин В. И., Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, К вопросу о политике министерства народного просвещения, там же, т. 23; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917—1947 гг., в. 1—2. М. — Л., 1947; Малышев М. П., О всеобщем обучении в СССР, в сб.: Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Культурное строительство СССР. Статистический сб., М., 1956; СССР в цифрах. Статистический сб. М. 1958; Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов, М., 1967; Народное образование в СССР. 1917—1967, М., 1967; Просвещение в странах мира, М., 1967.
А. М. Новиков.
Всеобщий эквивалент
Всеобщий эквивалент, см. в ст. Деньги.
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ), специальная организация при Наркомпросе РСФСР, руководившая в 1920-х гг. обучением неграмотных и малограмотных. Образована СНК РСФСР 19 июня 1920 для выполнения принятого 26 декабря 1919 декрета о ликвидации неграмотности населения от 8 до 50 лет; ВЧКЛБ и чрезвычайные комиссии при уездных и губернских отделах народного образования вели большую работу по организации пунктов и школ ликбеза, подготовке для них кадров преподавателей, изданию программ, методических писем, букварей и книг для малограмотных. Деятельность ВЧКЛБ особенно усилилась после того, как 4 января 1923 в "Правде" были напечатаны "Странички из дневника" В. И. Ленина, призывавшие покончить с вековой отсталостью в образовании. Большую помощь комиссии оказывало созданное в том же году добровольное общество "Долой неграмотность".
12—17 сентября 1930 Всероссийское совещание по ликвидации неграмотности взамен ВЧКЛБ образовало центральный штаб ликбез-похода, который прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения (см. Всеобщее обучение).См. также Грамотность.
Список статей на Вс
Всеармейское военно-охотничье общество
Всеафриканская федерация профсоюзов
Всеволодский-Гернгросс Всеволод Николаевич
Всеиндийский конгресс профсоюзов
Всекитайская федерация профсоюзов
Всекитайское Собрание народных представителей
Всемирная метеорологическая организация
Всемирная организация здравоохранения
Всемирная организация интеллектуальной собственности
Всемирная федерация Ассоциаций содействия ООН
Всемирная федерация демократической молодёжи
Всемирная федерация породнённых городов
Всемирная федерация профсоюзов
"Всемирное профсоюзное движение"
Всемирные конгрессы и конференции в защиту мира
Всемирные фестивали молодёжи и студентов
Всеобщая Итальянская конфедерация труда
Всеобщая конфедерация труда Италии
Всеобщая конфедерация труда Франции
Всеобщая стачка на Юге России 1903
Всеобщая унитарная конфедерация труда
Всеобщий германский рабочий союз
Всеобщий закон капиталистического накопления
Всероссийская политическая стачка в октябре 1905
"Всероссийская социально-революционная организация"
Всероссийская чрезвычайная комиссия
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности
Всероссийские студенческие съезды
Всероссийский железнодорожный союз
Всероссийский комитет помощи голодающим
Всероссийский съезд военного флота
Всероссийский учительский союз
Всероссийский Центральный исполнительный комитет
Всероссийское демократическое совещание
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов
Всероссийское театральное общество
Всероссийское центрвоенпродбюро
Всесоюзная пионерская организация
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка
Всесоюзное архитектурное научное общество
Всесоюзное общество культурной связи с заграницей
Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи
Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов
Всеяпонская конфедерация труда
Вспомогательные здания и помещения
Вспомогательные исторические дисциплины