Пример статьи на Бю
Бюджет
Бюджет (англ. budget, буквально — сумка), 1) роспись денежных доходов и расходов государства, составляемая на определенный срок. См. Бюджет государственный. Бюджетная система. 2) Всякий план доходов и расходов предприятия, учреждения, организации или отдельного лица (в денежном выражении) на определённый срок (см. в статье Бюджетное планирование). 3) Б. времени — распределение затрат времени (например, суток) по видам его использования у отдельных лиц, семей или групп населения (см. Бюджет времени).
Бюджетный индекс
Бюджетный индекс, показатель для изучения динамики материального уровня жизни, называемый иногда индексом "стоимости жизни". Отличается от индекса цен тем, что взвешивается по весам не текущего, а базисного периода. Расчёт Б. и. производится по формуле
где ро и p1 — цены базисного и текущего периода, а qo — количество различных товаров базисного периода. Б. и. (введённый впервые в Великобритании в 1918, в США в 1919) определяет затраты семьи на покупку бюджетного набора в текущем периоде сравнительно с затратами на тот же набор в прошлом (базисном) периоде. Тем самым рассчитывается потребность денег для поддержания того же уровня жизни (понимаемого как объём потребления). Товары, входящие в набор, здесь сравнительно немногочисленны по составу, в отличие от индекса цен с его многочисленным и изменяющимся товарным набором. Б. и. следует строить как групповой, с последующим выведением тотального (общего) индекса.
В СССР исчисление Б. и. начато в 1922. Построение Б. и. для отдельных экономических групп населения (так как. покупательная способность у них разная) и для отдельных товарных групп и нетоварных государственных услуг (блага из общественных фондов, а также предоставление государством жилищ и дотаций по квартирной плате) даёт наиболее достоверную картину уровня потребления. Поскольку, как правило, блага из общественных фондов (дотации для детских учреждений, для отдыха, лечения и пр.) получают главным образом семьи низкооплачиваемых, то это в известной мере сокращает различия в уровне жизни высокооплачиваемых и низкооплачиваемых. Вместе с тем, когда государство берёт на себя часть семейных расходов (например, при обучении ребёнка в интернате), покупательные возможности семьи повышаются. Цены, участвующие в бюджетном наборе, берутся из бюджетных записей (потребительские бюджеты) о фактически уплаченных за товары суммах, а средние цены покупки исчисляются на их базе. Они отличаются от прейскурантных, так как одни и те же товары покупаются в разных местах (государственная торговля, кооперация, колхозный рынок). На основе групповых индексов можно построить различные комбинации обобщающих индексов, в том числе конъюнктурный индекс. Советская статистика применяет для исчисления реальных доходов трудящихся индекс доходов населения, оценивающий в сопоставимых ценах денежные и натуральные доходы и льготы, предоставляемые государством.
В капиталистических странах Б. и., рассчитанные официальной статистикой, и Б. и., получаемые рабочими организациями, резко отличаются друг от друга. Б. и. официальная статистика не даёт подлинной картины, так как нередко из бюджетных обследований исключаются низкооплачиваемые семьи, в потреблении которых более высок удельный вес товаров широкого потребления (рост цен на которые наиболее значителен), а также за счёт нарушения репрезентативности бюджетного набора, регистрации его лишь в крупных городах.
П. П. Маслов.
Бюджетные резервы
Бюджетные резервы, фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.
В капиталистических странах Б. р. используются преимущественно. в качестве источника дополнительных затрат на милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству государств в экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье "По поводу государственной росписи" (1902) разоблачил "официальное финансовое фокусничество", к которому нередко прибегают буржуазные правительства, чтобы использовать "свободную наличность" государственного казначейства для создания видимости финансового благополучия и сокрытия дефицитности капиталистического бюджета.
В СССР и др. социалистических странах Б. р. предназначаются для следующих расходов: 1) возмещения ущерба, причинённого государственному имуществу в результате стихийных бедствий, а также финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами (в этой части Б. р. выступают как одна из форм страхового фонда); 2) покрытия дополнительных неотложных расходов, выявляющихся в ходе выполнения народно-хозяйственного плана и бюджета; 3) устранения временных кассовых разрывов из-за несовпадения сроков поступления доходов бюджета и расходования средств.
Б. р. в социалистических государствах играют большую роль в поддержании пропорциональности общественного воспроизводства и в обеспечении его непрерывности. Б. р. используются также для преодоления частичных диспропорций, которые возникают в ходе исполнения народно-хозяйственного плана и бюджета.
В постановлении Объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП (б) (октябрь 1927) отмечалось, что при постоянном росте бюджета "... необходимо образование значительных бюджетных резервов, которые обеспечили бы достаточно свободное маневрирование как внутри страны, так и на внешнем рынке" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 407). В современных условиях, когда объём доходов государственного бюджета достиг 144,9 млрд. руб. (план 1970) и составляет более половины национального дохода, значение Б. р. возрастает. В СССР Б. р. выступают в 3 основных формах: резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета; оборотная кассовая наличность по республиканским и местным бюджетам. В ряде союзных республик (РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР) предусматривается, кроме того, образование резервных фондов Советов Министров автономных республик и фондов непредвиденных расходов исполкомов краевых, областных и городских (в городах республиканского значения) Советов депутатов трудящихся. Размеры резервных фондов определяют Советы Министров при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе специальных правительственных постановлений.
Превышение доходов над расходами бюджета обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся на непрерывно растущие накопления социалистического хозяйства) и производительным характером его расходов. Суммы превышения направляются в основном на усиление кредитных ресурсов Госбанка и Стройбанка СССР и на финансирование части бюджетных расходов. Оборотная кассовая наличность — это денежные средства, резервируемые в республиканских и местных бюджетах для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета. Сумма оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета, с учётом накопленных свободных средств на начало планируемого года. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составил 2,5% к общему объёму бюджетов союзных республик.
Для обеспечения своевременной выплаты зарплаты учителям сельских школ, медицинским работникам и специалистам сельского хозяйства по решению Советов Министров некоторых союзных республик в районных бюджетах создаются целевые Б. р. за счёт оборотной кассовой наличности в размере месячного фонда зарплаты учителей сельских школ (включая школы, находящиеся в районных сельских центрах) и двухнедельного фонда зарплаты мед. работников и специалистов сельского хозяйства. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых Б. р. должны быть полностью восстановлены до утвержденного размера за счёт очередных поступлений соответствующего бюджета. По мере укрепления доходной базы местных бюджетов и в особенности районных бюджетов целевые Б. р. утрачивают своё значение.
Лит.: Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, М., 1960; Финансирование просвещения, науки и культуры, М., 1965, с. 101—03.
P. Д. Винокур.