Примеры статей
Коменский Ян Амос
Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, -15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских…
Камералистика
Камералистика (нем. Kameralistik, франц. cameralistique, от позднелат. camera - казна), специальный цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских средневековых…
Банат (адм. единица в Румынии)
Банат (Banat), в 1960-68 административная единица в Румынии. В 1968 территория Б. была преобразована и вошла в состав уездов Арад, Караш-Северин, Тимиш…
Малые народные училища
Малые народные училища, учебные заведения в России для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения. Создавались по Уставу 1786. В губернских городах они составляли 1-ю ступень главных…
Главные народные училища
Главные народные училища, начальные (повышенного типа) учебные заведения дореволюционной России. Первое Г. н. у. открылось в Петербурге в 1782. Директором был один из авторов проекта системы народных…
Паллас Петр Симон
Паллас Петр Симон (22.9.1741, Берлин,- 8.9.1811, там же), естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской АН (1767). Учился в Германии, Голландии, Великобритании. В 1767 переехал в…
Янкович де Мириево Федор Иванович
Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска-Каменица, — 22.5(3.6). 1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской академии (1783). Получил юридическое и камеральное (см. Камералистика) образование в Венском университете. Работая с 1773 директором народных школ провинции Тимиш Баната, в которой наряду с румынами жили славянские народы (преимущественно сербы), возглавил в ней проведение в жизнь австрийского школьного Устава 1774 применительно к традициям славянского населения. Для учителей Я. де М. подготовил специальное педагогическое руководство.
В 1782 Я. де М. по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работая в Комиссии об учреждении народных училищ, он составил общий план школьной системы, закрепленной Уставом 1786, по которому учреждались малые народные училища и главные народные училища, и организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был в 1783—85.
Вместе с русскими учёными и педагогами Я. де М. написал "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783). Он создал ряд учебников: "Букварь", "Прописи и для них руководство по чистописанию", "Правила для учащихся" (все в 1782), "Руководство к арифметике" (не позднее 1784) и др. Переиздал, значительно дополнив, "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный" (ч. 1—4, 1790—1791), составленный П. С. Палласом (изд. 1787—89). В 1802—04 член Комиссии об училищах Министерства народного просвещения (с 1803 — Главное правление училищ).
Лит.: Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв., СПБ, 1912; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 61—78; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973, с. 143—54.