Примеры статей
Мора
Мора (лат. mora - промежуток времени, пауза), или хронос протос (греч. chronos protos - первичное время), в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая…
Цезура (в стихосложении)
Цезура (лат. caesura - рассечение), медиана, в стихосложении, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы. В силлаботоническом стихосложении…
Вольный стих
Вольный стих, разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых (в отличие от разнохарактерных в свободном стихе) стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно…
Ямб
Ямб (греч. íambos),
1) в метрическом стихосложении — стопа длиною в три моры,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбический триметр" — 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.
2) В силлабо-тоническом стихосложении — стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные — необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место — обязательно-ударным слогом (—); схема: È Х È Х ... È — (È) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами ("Швед, русский колет, рубит, режет..."). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. ("Подруга думы праздной...")—в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. ("Мой дядя самых честных правил...") — в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. ("Ещё одно, последнее сказанье..."), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры — в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...") — в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и "антологической" лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности — см. Вольный стих) — в баснях, а также в 18 в.—в "пиндарической" лирике, а в 1-й трети 19 в. — в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры — из Пушкина.)
Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М., 1974.
М. Л. Гаспаров.