Примеры статей
Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…
Шлегель Август Вильгельм
Шлегель (Schlegel) Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, - 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля. Изучал классическую филологию в Гёттингенском университете (1787-91…
Винкельман Иоганн Иоахим
Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, - 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735-36) и Галле (1738-40)…
Ирония
Ирония (от греч. eirоnеia, буквально - притворство), 1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное…
Гердер Иоганн Готфрид
Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского…
Меттерних Клеменс Венцель Лотар
Меттерних, Меттерних-Виннебург (Metternich-Winneburg) Клеменс Венцель Лотар (15.5.1773, Кобленц, - 11.6.1859, Вена), князь, австрийский государственный деятель и дипломат. В 1801-1803 австрийский…
Шлегель Фридрих
Шлегель (Schlegel) Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, — 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. Брат А. В. Шлегеля. Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение "объективно-прекрасного", резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство "манерного, характерного и индивидуального", смешение жанров, неустанное стремление к "новому, пикантному и поразительному" и т.п. ("Об изучении греческой поэзии", 1797). В 1796—1801 в Йене; издавал вместе с А. Шлегелем журнал "Атенеум" ("Athenaeum", 1798—1800), сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, "романтического" искусства (в его отличии от "классического", античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к "бесконечной полноте универсума", находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — "Разговор о поэзии", 1800). С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, "чувства целого", побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего "Я", изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта "энциклопедия духовной жизни" индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — "В. Мейстер" Гёте и "Дон Кихот" Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. "Люцинда" (1799), вызвавшем обвинения в "непристойности", содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.
В 1802—04 Ш. — в Париже, издаёт журнал "Европа" (1803—05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В "Истории древней и новой литературы" (т. 1—2, 1813—15), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. После обращения в католичество (1808) Ш. жил в Вене, с 1809 — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х гг. сменились теперь консервативно-романтическим идеалом "истинной империи", олицетворяемой австрийской сословной монархией [журнал "Конкордия" ("Concordia"), 1820—23]. В "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (т. 1—2, 1829), "Философии языка и слова" (1830) развивал идеи универсальной "христианской философии". Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы "расколотого сознания", предпосылкой подлинной "философии жизни", основанной на принципах христианского "спиритуализма", считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).
Ш. — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания ("О языке и мудрости индийцев", 1808).
Соч.: Kritische Friedrich — Schlegel —Ausgabe..., hrsg. v. E. Behier (u. a.), Münch. — [u. a.], 1956—77 (изд. продолжается); в рус. пер.— Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934, с. 169—210; Люцинда, в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
Лит.: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Enders С., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Anstett J.-J., Lapensée religiéuse de F. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Münch., 1971.
Ю. Н. Попов.