Термины в статье
Суннизм
Суннизм (от сунна), основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным, "правоверным". В странах распространения ислама приверженцы С. - сунниты, составляют большинство (за исключением Ирана…
Али
Али ибн Аби Талиб (умер 661), четвёртый халиф (с 656); двоюродный брат и зять Мухаммеда. Избран халифом после гибели в Медине халифа Османа [644-656]. В процессе борьбы за власть с соперниками из дома…
Фатима
Фатима (около 605 или 606, Мекка, - 633 или 632, Медина), дочь пророка Мухаммеда. К Ф. и её мужу, двоюродному брату Мухаммеда халифу Али, возводили свою генеалогию шиитские имамы (см. Шиизм) и многие…
Алиды
Алиды, потомки халифа Али и Фатимы. Ими основано несколько феодальных династий в мусульманских странах: Идрисиды в Магрибе, Сулейманиды в Мекке, затем в Йемене, Сулейманиды (другая ветвь) в Магрибе; к…
Омар I
ОмарI, Омар ибн аль-Хаттаб (591 или 581, Мекка, - 3 или 4.11.644, Медина), халиф (с 634), один из виднейших сподвижников Мухаммеда. При О. I арабские войска завоевали значительные территории в Азии и…
Осман
Осман ибн Аффан (умер 656, Медина), третий (т. н. праведный) халиф (с 644) в Арабском халифате. Из рода Омейядов. Один из сподвижников Мухаммеда. В его правление территория Халифата значительно…
Имам
Имам (араб. - находящийся впереди), 1) духовный руководитель, наставник у мусульман. 2) Глава мусульманской общины, правитель мусульманского теократического государства, халиф. 3) Основоположники…
Зейдиты
Зейдиты, приверженцы одной из умеренных шиитских сект (см. Шиизм), образовавшихся в 8 в. в Арабском халифате. Основатель - Зейд ибн Али (внук 3-го шиитского имама Хусейна). В 9-10 вв. на территории…
Исмаилиты
Исмаилиты, приверженцы мусульманской шиитской секты (см. Шиизм), возникшей в Халифате в середине 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого…
Махди (мусульм. мессия)
Махди (араб. - ведомый истинным путём), мусульманский мессия, спаситель. У шиитов (см. Шиизм) М. - "скрытый" имам. Учение о М. привлекало угнетённые и эксплуатируемые массы, верившие, что М. появится…
Муджтахид
Муджтахид (араб. - ревностный, прилагающий усилия), мусульманский богослов и законовед, обладавший в средние века иджтихадом (правом самостоятельного толкования религиозно-правовых вопросов). В…
Суфизм
Суфизм [от араб. суфи, буквально - носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. sophos - мудрец (вероятно…
Сербедаров восстания
Сербедаров восстания, сарбадаров восстания, восстания сербедаров в Иране и Средней Азии в 14 в., направленные против гнёта монгольских и местных феодалов. Первым крупным С. в. было восстание в марте…
Сеидов движение
Сеидов движение, сейидов движение, народное антифеодальное и антимонгольское движение в Мазендеране и Гиляне (Иран) в 14 в., близкое к движению сербедаров (см. Сербедаров восстания). Во главе движения…
Зороастризм
Зороастризм, религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в…
Несторианство
Несторианство, течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель - Несторий, патриарх Константинополя в 428-31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы…
Сунна
Сунна (араб. - образ действий, поведение, обыкновение), мусульманское (см. Ислам) священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда. Эти рассказы (подлинные и…
Хадис
Хадис (арабский, буквально - рассказ), предание, основанное на случае из жизни или каком-либо изречении Мухаммеда и его сподвижников. Исследования И. Гольдциера и Х. Снук-Хюргронье показали, что…
Мутазилиты
Мутазилиты (араб., буквально - обособившиеся), создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления, зародившейся в Арабском халифате в 8 в. Основоположником мутазилизма считается…
Ислам
Ислам [араб., буквально - покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения…
Шиизм
Шиизм (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков — Алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка — халиф не должен быть избираем людьми.
На почве споров о числе имамов Ш. в 7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. "скрытого имама", по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, махди, призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства — муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со "скрытым имамом"). Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века (сербедаров восстания, сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в середине 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существенное влияние оказали зороастризм и несторианство). Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (с некоторыми изменениями; отрицаются те хадисы, которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников". Ш. воспринял учение мутазилитов об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают "наследственную непогрешимость" имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).
Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).
Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1—3, М., 1909—17; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII — XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975; Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964; "Мактебеташайо", ч. 1—4, Кум, 1959—61; Löschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Köln, u. a., 1971. См. также лит. при ст. Ислам.
И. П. Петрушевский.