Примеры статей
Классицизм
Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к…
Монтескьё Шарль Луи де Секонда
Монтескьё (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де М. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо, - 10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель. Член института…
Руссо Жан Жак
Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева, - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем…
Монтень Мишель де
Монтень (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580—1588 М. опубликовал своё основное сочинение "Опыты" (книги 1—3). Литературно-философский жанр размышления над конкретными историческими фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин "эссе" ("опыт") своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражданской и религиозной войн между феодальной знатью и складывавшейся монархией, между католической и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистический скептицизм М. направлены против церковной ортодоксии и схоластики, господствовавшей в средневековых университетах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феодальной анархии и произвола.
Предмет критики М. — моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с которым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естественной нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц которого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.
Век классицизма не мог понять М. Многие его идеи ведут к Ш. Монтескье, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—6, P., 1924—27; в рус. пер. — Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1—3, М., 1960.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 321—34; Рыкова Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Moreau P., Montaigne. L'homme et l'œuvre, 4 ed., P., [1958]; "Europe", 1972, № 513—14, janv. — févr. (номер посвящен Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et ie problème du temps, P., 1972; Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.
В. И. Ефимов.