Примеры статей
Стопа (в стихосложении)
Стопа, 1) в стихосложении - повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т…
Мора
Мора (лат. mora - промежуток времени, пауза), или хронос протос (греч. chronos protos - первичное время), в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая…
Икт
Икт (от лат. ictus - удар, ударение), арсис (от греч. arsis - поднятие, подъём), сильный слог (в силлабо-тоническом стихосложении), сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование…
Хорей
Хорей (греч. choréios, буквально— плясовой), трохей (греч. trocháios, буквально — бегущий),
1) в метрическом стихосложении — стопа длиной в три моры, состоящие из долгого и краткого слогов (— È).
2) В русском силлабо-тоническом стихосложении — стопа длиной в два слога с сильным местом (см. Икт) на первом; слабые места заполняются безударными слогами, сильные — как безударными, так и ударными, последнее сильное — обязательно ударным. Примеры: "Горные вершины..." (3-стопный Х.; М. Ю. Лермонтов), "Буря мглою небо кроет..." (4-стопный; А. С. Пушкин), "Выхожу один я на дорогу..." (5-стопный; Лермонтов), "Нет на свете мук сильнее муки слова..." (6-стопный: С. Я. Надсон). В русской поэзии 18—19 вв. наиболее употребительным хореическим размером был 4-стопный, с середины 19 в. всё более распространяется 5-стопный; остальные сравнительно редки.