Примеры статей
Хараппа
Хараппа, руины одного из главных центров хараппской цивилизации, расположены близ старого русла р. Рави, в области Мултан в Пакистане. Открыты в 1921 Р. Сахни. Исследовались М. С. Ватсом, М. Уилером…
Маршалл Джон Хьюберт
Маршалл (Marshall) Джон Хьюберт (19.3.1876, Честер, - 17.8.1958, Гилдфорд, Суррей), английский археолог и историк. В 1902-31 генеральный директор департамента археологии Индии. В 1913-26 руководил…
Маккей Эрнест
Маккей (Mackay) Эрнест (5.7.1880 - 2.10.1943), английский историк и археолог. В 1927-31 и 1935-36 руководил раскопками Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и других памятников; результаты этих исследований…
Лал Брадж Баси
Лал Брадж Баси (родился 2.5.1921, окрестности Джханси, штат Уттар-Прадеш), индийский археолог, специалист по первобытной археологии Индостана. Окончил Аллахабадский университет (1943). С 1968…
Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро (на языке синдхи - холм мёртвых), руины одного из главных центров Хараппской цивилизации. Открыты в 1922 индийским археологом Р. Банерджи. Исследовались в последующие годы Дж. Маршаллом…
Ур
Ур (шумер. Урим), древний город-государство на месте современного городища Тель-Мукайяр, в 20 км к Ю.-З. от г. Насирия в Ираке. Первое поселение на месте У. возникло в конце 5-го тыс. до н. э., когда…
Киш (древн. город в Ираке)
Киш, древний город (ныне городище Охеймир) в Ираке, в 18 км к Северо-Востоку от Вавилона. Возник в конце 4-го-начале 3-го тысячелетия до н. э. на месте более древних поселений. В 28 в. до н. э. был…
Община
Община, в широком значении термина самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т.п. В ряде социалистических…
Деспотия
Деспотия (от греч. despoteia - неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по…
Хараппская цивилизация
Хараппская цивилизация, цивилизация долины Инда, археологическая культура середины 3-го тыс. — 17—16 вв. до н. э. на С.-З. Индостана (на территории современной Индии и Пакистана). Название по городищу Хараппа. Археологическими раскопками (под руководством Р. Сахни, Р. Банерджи, Дж. Маршалла, Э. Маккея, Б. Б. Лала и др.) с 20-х гг. 20 в. открыто около 500 памятников: руины столичных городов (Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган), морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал — сырцовый кирпич, для возведения фундаментов крепостей использовался камень. Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4—6 помещений с туалетом группировались вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Основой экономики Х. ц. было скотоводство (буйволы, свиньи, возможно — слоны) и ирригационное земледелие (пшеница, просо, ячмень, горох, на поздних этапах существования Х. ц. — рис). Остатки ирригационного канала длиной 2,5 км открыты в Лотхале (Гуджарат, Индия). О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и др.), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и др.), разнообразной керамики. Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с др. стороны — печатей, характерных для Х. ц., в городах Месопотамии (Ур, Киш, Тель-Асмар) указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями. В Лотхале открыты остатки дока площадью 7740 м2 и найдены глиняные модели парусных лодок; изображения кораблей известны в Мохенджо-Даро. Произведения прикладного искусства представлены стеатитовыми печатями с изображениями животных и пиктографическими знаками (не расшифрованы), женскими украшениями из слоновой кости, драгоценных камней и металлов (ожерелья, серьги, кольца, браслеты). Скульптура передаёт внешний облик создателей Х. ц. Погребальный обряд Х. ц. изучен по могильникам Хараппы и Лотхала. Характерны одиночные и парные погребения в вытянутом на спине положении в грунтовых ямах с погребальным инвентарём, главным образом керамикой. Носители Х. ц. поклонялись богине-матери, богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.
Отсутствие письменных источников затрудняет изучение социально-политического строя Х. ц. Судя по аналогиям в материальной культуре и хозяйстве цивилизаций Передней Азии, Х. ц. была раннеклассовым обществом с рабовладельческим укладом. Эксплуатации подвергалось основное производящее население, объединённое в общины. Политический строй, вероятно, — деспотия. Упадок Х. ц. предположительно определялся несколькими причинами: тектоническим сдвигом и наводнением, истощением и заболачиванием почв, эпидемиями и войнами. Генетически связанной с Х. ц. считают постхараппскую культуру; влияние Х. ц. прослеживается в культуре современных народов Индии и Пакистана.
Лит.: Маккей Э., Древнейшая культура долины Инда, пер. с англ., М., 1951; Щетенко А. Я., Древнейшие землевладельческие культуры Декана, Л., 1968; Wheeler М., The Indus civilization. Supplementary volume to the "Cambridge history of India", 3 ed., L., 1968; Fairservis W. A., The roots of Ancient India, N. Y., 1971.
А. Я. Щетенко.