Хамза Хакимзаде Ниязи

Хамза Хакимзаде Ниязи [22.2 (6.3).1889, г. Коканд, — 18.3.1929, кишлак Шахимардан, ныне г. Хамза Ферганской области], узбекский советский поэт, драматург и общественный деятель, народный поэт Узбекской ССР (1926). Член КПСС с 1920. Родился в семье лекаря. Учился в мектебе, затем в медресе. Организовав бесплатную школу для бедноты, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. Основное произведение дореволюционного творчества Х., рукописный стихотворный "Диван" (1905—14) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях "Дивана" наряду с традиционными образами неразделённой любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Х.: стих. "Рамазан" (1914), повесть "Новое счастье" (1915), пьеса "Отравленная жизнь" (1916). В 1916—19 Х. выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике "Душистая роза" (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.

После Октябрьской революции 1917 Х. учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Красной Армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. В 1918 он создал пьесу "Бай и батрак", ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Популярностью пользуются пьесы Х. "Проделки Майсары" (1926) и "Тайны паранджи" (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Х. уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборнике "Песни Ферганы, Бухары и Хивы" (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов. Х. вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. Х. был убит разъярённой толпой религиозных фанатиков.

Х. — основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (аруз) за счёт форм народного стиха (бармак). Х. оставил заметный след в истории развития социалистической культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант. Имя его присвоено Узбекскому государственному академическому театру драмы.

Соч.: Асарлар, т. 1—2, Тошкент, 1969—71; в рус. пер. — Соч., т. 1—2, Таш., 1960: Избр. произведения, Л., 1970.

Лит.: Султанов Ю. С., Хамза. Очерк жизни и творчества, 2 изд., Таш., 1973; Базаров У. Б., Идейные основы творчества Хамзы Хаким-заде Ниязи, Таш., 1960.

С. Н. Иванов.