Примеры статей
Машинно-тракторный агрегат
Машинно-тракторный агрегат сельскохозяйственный, сочетание трактора или двигателя с сельскохозяйственными машинами (орудиями) для выполнения механизированных операций и процессов в…
Паровая машина
Паровая машина, поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен…
Двигатель внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу. Первый практически пригодный газовый Д. в…
Тракторостроение
Тракторостроение, отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т…
Скрепер
Скрепер (англ. scraper, от scrape - скрести), 1) землеройно-транспортная машина, которая рабочим органом - ковшом послойно срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или…
Грейдер
Грейдер (англ. grader, от grade - нивелировать), прицепная землеройно-планировочная машина, которая с помощью рабочего органа - отвала вырезает, перемещает, разравнивает грунт, снег и сыпучие…
Тракторный двигатель
Тракторный двигатель. Для тракторов применяются двигатели внутреннего сгорания. Выпускаемые в СССР тракторы оборудуются четырёхтактными дизелями. Мощность Т. д. определяется тяговым классом трактора (…
Сцепление
Сцепление, сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и…
Коробка передач
Коробка передач, механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т. е. скорости вращения или величины подачи. К. п. состоит из переключаемых зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе…
Силовая передача
Силовая передача, устройство для передачи механической энергии, обычно с преобразованием сил, моментов и скоростей, а в некоторых случаях - характера движения. С. п. в приводах машин позволяет…
Муфта
Муфта (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в…
Редуктор
Редуктор (от лат. reductor - отводящий назад, приводящий обратно), 1) механизм, входящий в приводы машин и служащий для снижения угловых скоростей ведомого вала с целью повышения крутящих моментов. В…
Дифференциальный механизм
Дифференциальный механизм, устройство, позволяющее получать результирующее движение как сумму или разность составляющих движений. В Д. м. с одной степенью свободы составляющие движения кинематически…
Дорожный просвет
Дорожный просвет, клиренс, расстояние от уровня земли (опорной плоскости) до наиболее низко расположенного элемента конструкции автомобиля, исключая колёса; один из параметров, характеризующий…
Гидродинамическая передача
Гидродинамическая передача, механизм для бесступенчатого изменения передаваемого от двигателя крутящего момента или частоты вращения вала машины-орудия; рабочий процесс Г. п. осуществляется за счёт…
Гидропередача объёмная
Гидропередача объёмная (гидростатическая), механизм для передачи механической энергии и преобразования движения за счёт гидростатического напора жидкости. По кинематике различают Г. о…
Подвеска
Подвеска транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения…
Гусеничный ход
Гусеничный ход, движитель самоходных машин, обеспечивающий повышенную проходимость. Принцип работы Г. х. - непрерывное подкладывание гусениц под колёса машины, т. е. создание для колёс бесконечного…
Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля, механизм для изменения направления движения. Р. у. состоит из рулевого механизма и привода (см. в ст. Автомобиль). В механизме червяк - ролик, применяемом на большинстве…
Тормоз
Тормоз (от греч. tоrmos - отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса), комплекс устройств для снижения скорости движения или для осуществления полной остановки машины или механизма…
Абрис
Абрис (нем. Abrib), линейное очертание предмета: 1 ) в репродукц. литографии - контур воспроизводимого изображения, наносимый специальной тушью на прозрачный материал - плюр (прозрачная бумага с…
Типизация
Типизация, 1) в литературе и искусстве - воплощение типического (см. в ст. Типическое). 2) В технике - обоснованное сведение многообразия избранных типов конструкций машин, оборудования, приборов…
Тяговое усилие
Тяговое усилие, горизонтальная составляющая силы сопротивления движению, преодолеваемой транспортной машиной. В СССР и др. странах СЭВ Т. у. положено в основу классификации тракторов в типаже…
Трактор
Трактор (новолат. tractor, от лат. traho — тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). См. Машинно-тракторный агрегат.
Историческая справка. Первые колёсные Т. с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые Т. используются в сельском хозяйстве этих стран, а с 1890 — в сельском хозяйстве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (около 1889). В 1888 русский механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный Т. с двумя паровыми машинами. В 1893—95 русский изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 фирма "Харт-Парр" (Hart-Parr) в США выпустила первые колёсные Т. с двигателями внутреннего сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой "Холт" (Holt), а позднее в Германии фирмой "Вандерер-Дорнер" (Wanderer-Dorner) и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. Первые Т. в СССР выпущены в 1923 ("Фордзон-Путиловец"). С 1930 в СССР налажено массовое производство Т., что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тракторостроение).
Классификация тракторов. По назначению Т. разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. Т. используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ. Пропашные Т. позволяют механизировать междурядную обработку — культивацию, рыхление, окучивание, опыливание, уборку пропашных культур (кукурузы, сахарной свёклы, хлопчатника и др.). Особенности пропашных Т. — приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колёса (гусеницы). Базовые модели промышленных Т. характеризуются большими, чем у с.-х. Т., тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, дорожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т.п.) машинами (орудиями). В зависимости от условий работы Т. используются различные модификации базовых моделей (например, для с.-х. Т. — виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый; для промышленных Т. — мелиоративный, лесосплавный, трелёвочный). По типу движителя Т. разделяют на колёсные и гусеничные.
Механизмы и оборудование тракторов. Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств (см. Тракторный двигатель). В силовую передачу входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач, центральная и конечная передачи (см. Силовая передача). Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические (см. Муфты). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т. имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных — 3—6. Всё большее распространение получают коробки передач с зубчатыми колёсами постоянного зацепления или с планетарным редуктором (установлены на некоторых зарубежных и советских Т., например Т-150, Т-150К, К-701). Через центральную передачу (обычно конический редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных Т.; у колёсных Т. используется дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрические редукторы) располагаются у ведущих колёс и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета. В некоторых экспериментальных образцах Т. применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханический (гидротрансформатор и механическая коробка передач) трансмиссии (см. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная). Для получения особо низких скоростей движения Т. трансмиссии оборудуются дополнительными передачами — ходоуменьшителями. Ходовая система колёсных Т. состоит из подвески, осей (мостов) и колёс (направляющих и ведущих) с пневматическими шинами низкого давления. Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т. состоит из подвески, гусеничных цепей, ведущих колёс, опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колёс (см. Гусеничный ход). Остов Т. обычно выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т. состоят из рулевого управления и тормозов (ленточных или дисковых). Изменение направления движения колёсных Т. обычно осуществляется передними (направляющими) колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях Т. предусматривается поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах, относительно вращение передней и задней частей Т. при схеме с шарнирной рамой. Поворот гусеничных Т. производится изменением частоты вращения ведущих колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех советских и большинстве зарубежных Т. и служат для создания комфортных условий работы тракториста. Электрооборудование Т. состоит из источников электрического тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора), приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены продольные разрезы колёсного и гусеничного Т.
Эксплуатационные показатели. Основные эксплуатационные показатели Т. подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др.; к техническим — устойчивость Т. (продольная и поперечная), лёгкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения); к агротехническим— удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны), манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению.
Типаж тракторов. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному техническому плану, основанное на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т. при минимальном числе базовых моделей (см. Типизация).Класс в типаже — совокупность моделей (конкретных конструкций) Т., имеющих одинаковые классификационные параметры. Базовая модель — наиболее распространённый вид Т. в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащенная дополнительными механизмами. За основной классификационный параметр в СССР и странах — членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие, при ограниченном буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. на 1961—65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5—6 км/ч, повышение срока службы двигателей до 2500—3000 ч, трансмиссий — до 5000—6000 ч. Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому уровню техники: колёсные — Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные — Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. на 1965—70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6—25 тс) и ряда модификаций.
Для дальнейшего улучшения эксплуатационных показателей был разработан 4-й типаж Т. на 1971—80 (рис. 3). Выпускаемые по этому типажу базовые модели Т. сведены в таблицу. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта, снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т. в подвеску вводятся дополнительные упругие элементы; кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т. Разрабатываются Т. с электрическим и гидравлическим приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режимов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне), защиты от аварийных ситуаций и т.п.
Базовые модели тракторов, выпускаемых в СССР по 4-му типажу (1975)
Класс, тс
МодельКласс, тс
Модель0,2
0,6
0,9
1,4
2
"Риони"
Т-25; Т-16М
Т-50
МТЗ-80
Т-54В
3
4
5
6
15
Т-74; ДТ-75 М
Т-150; Т-150 К
Т-4А
К-701
Т-130
ДЭТ-250
Лит.: Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и автомобили, 2 изд., М., 1974; Колёсные тракторы, М., 1974.
И. Б. Барский.