Примеры статей
Паровая турбина
Паровая турбина, первичный паровой двигатель с вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии пара водяного в механическую…
Мазут
Мазут (тюрк.), остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива. В зависимости от химического состава и свойств М. может быть использован как жидкое котельное…
Газовая турбина
Газовая турбина, тепловой двигатель непрерывного действия, в лопаточном аппарате которого энергия сжатого я нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу. Нагревание сжатого газа может…
Судно на подводных крыльях
С>дно на подводных крыльях, судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в…
Судно на воздушной подушке
Судно на воздушной подушке, парящее судно, судно, которое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию…
Камера сгорания
Камера сгорания, объём, предназначенный для сжигания газообразного, жидкого или твёрдого топлива. К. с. бывают периодического действия - для поршневых 2- и 4-тактных двигателей внутреннего сгорания (…
Свободнопоршневой генератор газа
Свободнопоршневой генератор газа, безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров; состоит из двигателя внутреннего сгорания со свободно…
Газотурбинное топливо
Газотурбинное топливо, углеводородные газы или жидкое нефтяное топливо, используемые в газовых турбинах. Газообразное Г. т. (природные газы) применяют главным образом в газотурбинных установках…
Судно
Судно, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С…
Турбоход
Турбоход, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной. Первый паротурбоход — английский "Турбиния" с тремя паровыми турбинами общей мощностью 1,47 Мвт (2000 л. с.), водоизмещением 44 т, развивавшая скорость около 34 уз (62 км/ч) — построен в 1894. Практическое применение паровые турбины нашли почти одновременно на военных кораблях (с 1899) и пассажирских судах (с 1901). Паротурбинные установки — самые мощные из судовых главных двигателей (1976) — устанавливаются на крупнейших морских танкерах, навалочниках, лихтеровозах, быстроходных контейнеровозах, пассажирских судах, военных кораблях. К 1976 почти треть (по валовой вместимости) находящихся в эксплуатации морских транспортных судов была оборудована паровыми турбинами с наибольшей единичной мощностью свыше 40 Мвт; проектируются грузовые суда с паротурбинными установками мощностью 88—110 Мвт.
Энергетическая установка паротурбохода состоит из главной паровой турбины с зубчатой передачей на гребной винт, 1—2 паровых котлов; некоторые паротурбоходы имеют 2 винта и более. В качестве топлива обычно используется мазут.
Газотурбоходы появились в военно-морском флоте в 1943—48, использование газовых турбин на транспортных морских судах началось с 1951 (английский танкер "Аурис"). Газовые турбины применяют обычно на судах с повышенной мощностью главных двигателей. В советском транспортном флоте с 1968 эксплуатируются сухогрузное универсальное судно — Т. "Парижская Коммуна" с газовой турбиной мощностью 9,5 Мвт, с 1960 — лесовозы типа "Павлин Виноградов" с турбиной мощностью 2,94 Мвт. В 1977 будет построено судно с горизонтальным способом грузовых операций "Атлантика" с 2 турбинами мощностью по 18,4 Мвт. Лёгкие авиационные и судовые газовые турбины получили распространение на судах на подводных крыльях и судах на воздушной подушке. Энергетическая установка газотурбохода состоит из генератора газа (камера сгорания или свободнопоршневой генератор газа) и газовой турбины с зубчатой передачей на гребной вал. Работают турбины на газотурбинном топливе.
Лит. см. при ст. Судно.
Э. Г. Логвинович.