Примеры статей
Субъективный идеализм
Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто…
Ньютон Исаак
Ньютон (Newton) Исаак (4.1.1643, Вулсторп, около Граптема, - 31.3.1727, Кенсингтон), английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного…
Локк Джон
Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма…
Солипсизм
Солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется…
Махизм
Махизм, 1) в узком смысле - совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха; 2) в широком смысле - субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки…
Беркли Джордж
Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, — 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Б., невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Б. выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, Б. утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме бога — субъекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Здесь Б. "...подходит... к объективному идеализму..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 24). философия Б., как показал Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме", явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических теорий в буржуазной философии конца 19 — начала 20 вв. (см. Махизм).
Соч.: The works, v. 1—9, L., 1948—57; в рус. пер.—Трактат о началах человеческого знания, СПБ. 1905; Опыт новой теории зрения, Каз., 1912: Три разговора..., М., 1937.
Лит.: Блонский П. П., Учение Беркли о реальности. К., [1907]; Богомолов А. С., Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли, М., 1959; Luce A. A., Berkeley's immaterialism, L., 1945; Warnock G. J., Berkeley, L., 1953; Ritchie A. D., G. Berkeley, [Manch., 1967].
В. Ф. Асмус.