Примеры статей
Стихосложение
Стихосложение, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (…
Ударение
Ударение, акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова и словосочетания. Различаются словесное ударение, тактовое (…
Силлабо-тоническое стихосложение
Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение), одна из форм тонического стихосложения, основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются…
Ямб
Ямб (греч. iambos), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбический триметр" - 6-…
Хорей
Хорей (греч. choreios, буквально- плясовой), трохей (греч. trochaios, буквально - бегущий), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящие из долгого и краткого слогов (- E). 2) В…
Логаэды
Логаэды (от греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный), 1) в метрическом стихосложении - стихи, образованные сочетанием 3-сложных стоп (дактиль, анапест) с 2-сложными (ямб, хорей); их ритм менее…
Анакруса
Анакруса, анакруза (от греч. anakrusis, буквально - отталкивание), в стихосложении сверхметрические безударные слоги в начале стиха, "лишние" для данной стопы, например в амфибрахии: (М. Ю. Лермонтов)…
Дольник
Дольник, паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет…
Тактовик
Тактовик, один из размеров русского тонического стихосложения; в наиболее установившейся терминологии - это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне: 1-2…
Акцентный стих
Акцентный стих, вид свободного стиха; его ритм основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ними. А. с. называют обычно чисто тоническим…
Стихосложение
Стихосложение, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (…
Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (от греч. tоnos — ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):
"Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной..."
(М. Лермонтов).
3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:
"Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд..."
(А. Блок).
4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1—2—3 слога):
"Такая была ночь, что ушел Сиваш
И мёртвым постелил постель..."(В. Луговской).
5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
"Страшное у меня горе.
Вероятно — лишусь сна..."
(В. Маяковский).
Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха ("Сказка о попе...", "Песни западных славян" А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.
Лит. см. при ст. Стихосложение.
М. Л. Гаспаров.