Примеры статей
Дизайн
Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д. возник в начале 20 в. как…
Художественное конструирование
Художественное конструирование, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это…
Искусство
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей…
Техника
Техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных…
Эстетика
Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения…
Проектирование
Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии П…
Композиция (построение художеств. произв.)
Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К…
Тектоника (в архитектуре)
Тектоника в архитектуре, то же, что архитектоника…
Пластичность (в искусстве)
Пластичность (пластика) в искусстве, качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы. Исходное значение многозначного термина "П."- эмоциональность, художественная…
Пропорция
Пропорция (от лат. proportio - соотношение, соразмерность), 1) в математике - равенство между двумя отношениями четырёх величин а, в, с, d: . Величины a, b, с, d называют членами П., причём а и d -…
Ритм
Ритм (греч. rhythmos, от rheo - теку), воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К…
Контраст
Контраст (франц. contraste - резко выраженная противоположность) в психологии, субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной ("…
Художественное образование
Художественное образование в СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, художников-педагогов. На…
Немецкий Веркбунд
Немецкий Веркбунд (Deutscher Werkbund), собственно Немецкий производственный союз, объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, основан в 1907 в Мюнхене с целью…
Вхутемас
Вхутемас, Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. В. создан в 1920 постановлением Советского правительства как "... специальное художественное высшее…
Производственное искусство
Производственное искусство, художественное движение в культуре Советской страны в 1920-е гг. В первые годы своего существования (1918-1921) было тесно связано с т. н. левыми течениями в живописи и…
Татлин Владимир Евграфович
Татлин Владимир Евграфович [16(28).12.1885, Москва, - 31.5.1953, там же], советский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и…
Родченко Александр Михайлович
Родченко Александр Михайлович [23.11(5.12).1891, Петербург, - 3.12.1956, Москва], советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (…
Лисицкий Лазарь Маркович
Лисицкий (псевдоним - Эль Лисицкий) Лазарь Маркович [10(22).11.1890, с. Починок, ныне Смоленской области, - 30.12.1941, Москва], советский архитектор, художник-конструктор, график. Учился на…
Гинзбург Моисей Яковлевич
Гинзбург Моисей Яковлевич [23.5(4.6).1892, Минск, - 7.1.1946, Москва], советский архитектор. Окончил АХ в Милане (1914) и архитектурный факультет Рижского политехнического института в Москве (1917)…
Веснины
Веснины, советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве. Леонид Александрович В. [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород, - 8.10.1933, Москва], учился в петербургской АХ (1901-09) у Л…
Научная организация труда
Научная организация труда (НОТ), процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином "НОТ" характеризуют обычно улучшение организационных форм…
Гастев Алексей Капитонович
Гастев Алексей Капитонович [26.9(8.10).1882-1941], участник революционного движения в России, один из зачинателей научной организации труда (НОТ) в СССР, поэт. Родился в Суздале в семье учителя. Член…
Эргономика
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э…
"Баухауз"
"Баухауз" (Bauhaus), Высшая школа строительства и художеств, конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основана в…
Гропиус Вальтер
Гропиус (Gropius) Вальтер (18.5. 1883, Берлин, - 5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников функционализма, последовательно…
Мейер Ханнес
Мейер (Меуег) Ханнес (18.11.1889, Базель, - 19.7.1954, Крочифиссо-ди-Савоса, Швейцария), швейцарский архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1909-12). В 10-20-е гг. жил в Германии…
Мис ван дер Роэ Людвиг
Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (27.3.1886, Ахен, ныне в ФРГ, - 17.8.1969, Чикаго, США). немецкий архитектор, с 1938 работал в США. В 20-е гг. - один из лидеров функционализма; в 50-е гг…
Ульмская высшая школа художественного конструирования
Ульмская высшая школа художественного конструирования, учебный и исследовательский институт в г. Ульм (ФРГ), занимавшийся разработкой теоретических и практических проблем дизайна. У. в. ш. х. к. была…
"Техническая эстетика"
"Техническая эстетика", ежемесячный информационный бюллетень Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике…
Техническая эстетика
Техническая эстетика, научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, Т. э. изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Основные разделы Т. э. — общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики ипредметной среды; она также формулирует требования Т. э. к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной её частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией, выявляют исторические тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции: объёмно-пространственная структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации (пропорции, ритм, контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. э. составляет разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических курсов (см. Художественное образование), содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития профессионального мышления и навыков.
Тесная связь Т. э. с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Современное капиталистическое общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т. э. и использовать её достижения, так как они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей промышленности. С др. стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т. э., а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в которых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистического отношения к материальным, культурным и эстетическим ценностям. Т. э. непосредственно участвует в формировании условий, при которых "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа КПСС, 1976, с. 130).
Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением промышленного производства. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более разнородным и эклектичным: художественная ценность признавалась лишь за произведениями искусства, техническая функция закреплялась за продуктом промышленного производства. Однако на рубеже 19—20 вв. возникает представление о собственной красоте машин и технических сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-промышленные союзы, сформировались творческие группы и школы (например, Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и др.).
В широком социальном плане проблемы Т. э. впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое внимание Советского государства к этим проблемам нашло отражение, например, в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производственной комиссии, на которую возлагалось руководство всей художественной деятельностью в промышленности. С организацией Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас)развернулась деятельность "производственников" (см. Производственное искусство), ставивших своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты (художник В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, архитектор М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гастев), закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере развития отечественной индустрии теоретические представления об использовании методов художественного конструирования в промышленности обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.
За рубежом крупнейшим научно-исследовательским и идейно-педагогическим центром Т. э. в 20—30-е гг. стал "Баухауз", возглавлявшийся В. Гропиусом, Х. Мейером и Л. Мис ван дер Роэ. После прихода к власти в Германии фашизма "Баухауз" был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные страны; научная разработка проблем Т. э. велась лишь отдельными исследователями. В послевоенный период разработка вопросов Т. э. возобновилась в Ульмской высшей школе художественного конструирования (ФРГ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде университетов США.
Теоретические поиски 20-х гг. во многом предвосхитили современное развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т. э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.
Ведущие организации по Т. э. социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. э. освещаются в информационном бюллетене "Техническая эстетика" и др. специализированных изданиях, за рубежом — в журналах "Промишлена естетика" (София, с 1969), "Wiadomosci" (Warsz., с 1958), "Design v teori a praxi. Bulletin" (Praha, с 1969), "Industrijsko oblikovanje i marketing" (Beograd, с 1971), "Form+Zweck" (В., с 1969), "Form" (Opladen, с 1957), "Form" (Stockh., с 1905), "Design Industrie" (P., с 1952), "Design" (L., с 1949), "Industrial Design" (N. Y., с 1954) и др.
Лит.: Вопросы технической эстетики. Сб. ст., в. 1—2, М., 1968—70; Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1—9, М., 1971—75; Бегенау З. Г., Функция, форма, качество, пер. с нем., М., 1969; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Archer L. В., Technological innovation — a methodology, L., 1971; Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972; Maldonado Т., Avanguardia e razionalita. Articoli, saggi, pamphlets 1946—1974, Torino, 1974; Noblet J., Design. Introduction a l'histoire de l’evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui. P., 1974,
Ю. Б. Соловьев.