Примеры статей
Локомотив
Локомотив (франц. locomotive, от лат. loco moveo - сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или…
Тепловозный двигатель
Тепловозный двигатель, двигатель внутреннего сгорания (дизель), устанавливаемый на тепловозе. Отличие Т. д. от стационарных и судовых двигателей состоит в разнообразии режимов работы и частой их смене…
Силовая передача
Силовая передача, устройство для передачи механической энергии, обычно с преобразованием сил, моментов и скоростей, а в некоторых случаях - характера движения. С. п. в приводах машин позволяет…
Колёсная пара
Колёсная пара, один из основных узлов ходовой части вагона или экипажной части локомотива. Представляет собой ось с двумя насаженными на неё колёсами, которые служат для направления движения вагонов и…
Автодрезина
Автодрезина, самоходное средство рельсового транспорта с двигателем внутреннего сгорания для инспекторских поездок и перевозки служебного персонала, материалов, механизмов и инструмента при ремонте…
Мотовоз
Мотовоз, автономный локомотив, используемый на железной дороге на вспомогательной и маневровой работе. М. - тепловой локомотив, на котором в качестве силовой установки применяют карбюраторный или…
Гриневецкий Василий Игнатьевич
Гриневецкий Василий Игнатьевич (1871-27.3.1919), русский теплотехник. В 1896 после окончания Московского высшего технического училища был оставлен при нём. С 1900 профессор, с 1914 директор училища…
Гаккель Яков Модестович
Гаккель Яков Модестович [30.4 (12.5). 1874, Иркутск, - 12.12.1945, Ленинград], советский учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР…
Подвеска
Подвеска транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения…
Тепловоз
Тепловоз, один из видов локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Т.: тепловозный двигатель, силовая передача, экипажная часть, вспомогательное оборудование. Установленный в машинном отделении Т. двигатель превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую или электрическую энергию, которая через механическую, гидромеханическую или электрическую силовую передачу реализуется в движение колёсных пар.
Идея использования теплового двигателя на локомотиве возникла в конце 19 в. Предшественники Т. — автодрезины, мотовозы, создававшиеся главным образом для внутризаводских перевозок. Русский инженер В. И. Гриневецкий в 1908—12 создал опытный двигатель внутреннего сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе локомотива. Т. с таким двигателем и прямой передачей был спроектирован, но не был построен. В 1922 Т. оригинальной конструкции с механическим генератором газа предложил советский инженер А. Н. Шелест. (Его идея была осуществлена только в 50-е гг. 20 в. в Швеции.) Первый магистральный Т. (рис. 1) был создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля. Наиболее распространены Т. с электрической передачей (рис. 2, 3), в которых коленчатый вал основного двигателя вращает якорь главного электрогенератора, вырабатывающего электрический ток для питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей тяговых электродвигателей передаётся колёсным парам.
К экипажной части Т. относятся главная рама, двух-, трёх- или четырёхосные тележки с колёсными парами, буксами и рессорным подвешиванием (см. Подвеска). На главной раме Т. располагается кузов. Т. выполняются одно-, двух- и трёхкузовными (одно-, двух- и трёхсекционными). В кузове размещается кабина машиниста, из которой осуществляется управление Т. Машинист при помощи контроллера устанавливает определённую частоту вращения вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д. пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в которой размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи Т. В машинном отделении, кроме двигателя, находится главный генератор, компрессор, аккумуляторная батарея, фильтры и т. п. Т. — экономичный локомотив, на котором энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе. Современные Т. имеют расчётный кпд 28—32%, развивают скорость 120—160 км/ч и более.
Лит.: Якобсон П. В., История тепловоза в СССР, М., 1960; Тепловоз ТЭЗ, 5 изд., М., 1973; Тепловозы СССР. Каталог-справочник, М., 1974.
П. И. Кметик.