Примеры статей
Метр (в стихосложении и в музыке)
Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на…
Ларго
Ларго (итал. largo, буквально - широко), музыкальный термин, с которым связывается представление о широком, размеренном развёртывании музыкальной ткани. Применяется главным образом в произведениях…
Ленто
Ленто (итал. lento - медленно), в нотном письме обозначение, предписывающее исполнение музыки в медленном темпе, близком к ларго; отличие от ларго, не указывает на величавый, торжественный характер…
Адажио
Адажио, правильнее ададжо (итал. adagio - медленно), в музыке: 1) медленный темп; 2) музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, - обычно одна из средних частей симфонии, квартета…
Анданте
Анданте (итал. andante, буквально - идущий шагом), в музыке умеренно медленный темп; также музыкальная пьеса (например, "Andante favori" фа мажор Бетховена) или её часть, исполняемая в этом темпе…
Модерато
Модерато (итал. moderate, буквально - умеренно), обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто…
Аллегро
Аллегро (итал. allegro, буквально - весёлый), 1) в музыке быстрый темп, а также музыкальная пьеса или часть её, исполняемая в таком темпе, - обычно 1-я (иногда также 4-я и др.) часть симфонии…
Виваче
Виваче, виво (итал. vivace, vivo, буквально - живой, взволнованный), музыкальный термин, первоначально предписывавший оживлённый, одухотворённый характер исполнения музыки. Со 2-й половины 19 в…
Престо
Престо (итал. Presto - быстро) в музыке, обозначение быстрого темпа. Встречается с начала 17 в., в 18 в. стало означать более быстрый сравнительно с аллегро темп. Термин "П." используется и в…
Метроном
Метроном (от греч. metron - мера и nomos - закон), прибор для отсчёта тактовых долей времени на слух, применяемый в целях установления точного исполнения темпа музыкальных произведений. Приборы типа М…
Агогика
Агогика (от греческого agoge - увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественой выразительности…
Раллентандо
Раллентандо (итал. rallentando, буквально - замедляя; сокращения - rallent., rail.), применяемое в нотном письме обозначение плавного, постепенного замедления темпа. По смыслу совпадает с ритардандо и…
Ритенуто
Ритенуто (итал. ritenuto, от ritenere - задерживать; сокращенно rit.) в музыке, обозначение замедления темпа; в отличие от ритардандо Р. распространяется лишь на немногие такты…
Темп (в музыке)
Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т. (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро — буквально "весело"); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго — "широко"). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто — "очень", ма нон тропло — "но не слишком"). Иногда композитор обозначает Т. и на другом языке (своём родном) — немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, "в темпе марша", "в темпе вальса"). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).
Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т., он выдерживается "в среднем", тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика). Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо, ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темпе примо.
Различия в Т. и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).
Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.