Примеры статей
Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (от греч. tоnos - ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно…
Икт
Икт (от лат. ictus - удар, ударение), арсис (от греч. arsis - поднятие, подъём), сильный слог (в силлабо-тоническом стихосложении), сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование…
Дольник
Дольник, паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет…
Акцентный стих
Акцентный стих, вид свободного стиха; его ритм основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ними. А. с. называют обычно чисто тоническим…
Тактовик
Тактовик, один из размеров русского тонического стихосложения; в наиболее установившейся терминологии — это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне: 1—2—3 слога (реже 0—1—2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Таким образом, Т. занимает в системе русского стихосложения промежуточное место между более строгим дольником (где объём междуиктовых интервалов колеблется лишь в диапазоне 1—2 слогов) и более свободным акцентным стихом (где объём междуиктовых интервалов практически неограничен). Стих, близкий к Т., встречается в народной поэзии и её литературных имитациях ("Песни западных славян" А. С. Пушкина); разработка его в русской лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно оформляется Т. в творчестве В. А. Луговского, И. Л. Сельвинского, Н. Н. Асеева и др. Пример Т.:
Такая была ночь — что ни шаг, то окоп, Вприсядку выплясывал огонь, Подскакивал Чонгар, и ревел Перекоп, И рушился махновский конь.
(В. А. Луговской).
Термин "Т." был введён в стиховедение А. П. Квятковским (но определён им не по метрическим, а по декламационным признакам), употреблялся в расширенном значении Сельвинским, в суженном — Г. А. Шенгели, а некоторыми теоретиками отвергался вовсе.
Лит.: Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966; Гаспаров М., Современный русский стих, М., 1974.
М. Л. Гаспаров.